Валаам. 10 фактов об острове Валааме и его обитателях
Содержание статьи
Валаам — прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. В этой статье Вы найдёте фото Валаама, информацию и факты о святом острове, монахах, подвижниках, истории, прошлом и настоящем этого удивительного места.
Фото Валаама и факты
24 сентября Церковь празднует перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Что мы знаем о них и об основанном ими монастыре? Почему и зачем переносили их мощи?
1. Валаам — монастырь на островах
Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru
Валаам — архипелаг в Ладожском озере в 22 км от материка с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем. Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Крупнейший остров — Валаам, на него приходится более 2/3 площади — 27,8 квадратных километров. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км.
2. Валаам был языческим жертвенником
Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru
Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля», менее вероятный перевод — «земля клятвы» или «земля света». Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.
Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.
Читайте также — Валаам: остров Преображения
3. Преподобные Сергий и Герман Валаамские — святые без жития
Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.
В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа».
4. Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы
Фото: patriarchia.ru
В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них «великий недуг и расслабление членов», поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.
В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.
5. Календарный вопрос коснулся и Валаама
Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru
После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть «русской», Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.
В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.
В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.
6. Валаам — светильник Финляндии
Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru
В лютеранской Финляндии Валаам в 20-30-е годы ХХ века продолжал быть светильником православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал «Утренняя заря», книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-«киновия» для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых.
7. На Валааме есть ферма…
Фото: valaam.ru
В 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря была выстроена образцовая механизированная ферма на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода.
8. …и растут арбузы и дыни!
Фото:sadoved.com
В XIX веке на Валааме были прекрасные сады. Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни — 3 кг, тыквы — около 33 кг. И это при том, что средняя температура июля составляет +17°!
Читайте также — Моцарелла с Валаама, или истории сырного импортозамещения
9. На Валааме можно послужить в армии
Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru
В 1995 году, в соответствии с соглашением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Министра обороны Российской Федерации о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Министерства Обороны, было разрешено прохождение воинской службы насельникам Валаамского монастыря призывного возраста в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.
В связи с тем, что насельников призывного возраста на о. Валаам немного, для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши, которым в силу духовного устроения сложно служить на общих основаниях (семинаристы, приходские алтарники, чтецы и т.д.), и которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в воинскую часть.
10. У Валаамской обители есть аккаунты в соцсетях
Принимая во внимание широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, открывающее новые возможности для для просветительской и катехизаторской деятельности, по благословению Преосвященного епископа Троицкого Панкратия Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в августе 2012 года открыл свои официальные страницы в основных социальных сетях Интернета.
По материалам официального сайта Валаамского монастыря
Как добраться до Валаама?
1. Ближайшие к Валааму крупные населенные пункты — Приозерск, Лахденпохья и Сортавала.
2. Из Приозерска на Валаам и обратно раз в день ходит метеор и пассажирский теплоход. Существует и их расписание.
3. Из Лахденпохьи можно зафрахтовать небольшой катер на несколько человек.
4. Из Сортавалы транспортное сообщение самое удобное. Существует метеор: Сортавала – Валаам – Сортавала.
Специализированного «общественного транспорта» в монастырь не существует.
Читайте также:
Фильм про Валаам:
www.pravmir.ru
история основания, описание, архитектура и фото
Валаамский монастырь расположился на архипелаге Валаам, находящемся в северной части Ладожского озера. Эта древняя мужская обитель пережила много невзгод и лишений, но, несмотря на трудности, продолжает действовать до сих пор.
Спасо-Преображенский монастырь и его судьба
Точной даты основания Валаамского монастыря никто не знает. По одной из летописных историй место для обители было обозначено апостолом Андреем Первозванным в I веке. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси от юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там крест. Через 9 столетий паломники из Греции Сергий и Герман добрались до архипелага и основали там братство монахов.
Другая история связана с жизнью Авраамия Ростовского и датируется X-XI в. В жизнеописании упоминается посещение преподобным Валаамской обители в X в. В некоторых летописных историях существует информация, что в XII в. святые мощи преподобных перенесли в Великий Новгород.
История основания монастыря
Первые документальные сведения о Валаамском монастыре в истории Руси датируются XVI в. Он упоминается в летописях о житии Савватия Соловецкого. По документальным источникам основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV в. на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.
Обитель и ее расцвет
Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек. Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.
Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.
В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 году началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.
К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 году случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.
К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.
В 1781 году началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 году закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.
Судьба монастыря в XIX веке
С 1811 года местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 года обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.
К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были построены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность Дамаскина. За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.
При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.
При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тыс. человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.
По задумкам подвижников Валаама монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.
Советские годы и их влияние
В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.
По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.
Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 года он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.
Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.
В 30-е годы обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.
В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.
Осенью 1940 года в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.
После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 году его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 года. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х годах власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 года, позднее начались первые работы по реставрации памятников.
Восстановление монастыря
Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.
В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 года.
Значимое событие произошло в монастыре в 2007 году: в сентябре здесь в течение трех дней гостил патриарх Алексий II. В рамках визита он провёл торжественное освящение храма в честь иконы Божьей Матери и провел там первую литургию. Наместник Панкратий в честь двадцатилетнего срока службы был удостоен ордена II степени.
10 июля 2009 года монастырь отпраздновал 20-летие со дня возрождения. В ознаменование этого события в одном из помещений Свято-Владимирского скита был создан музей.
Современное состояние
В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия. В связи с этим реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 года ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.
Ежегодно 22 мая открывается сезон массового посещения обители паломниками. Если погодные условия на Ладожском озере позволяют, то открытие происходит раньше. Переправа паломников осуществляется водным путем.
На территории монастыря работает пекарня, где выпекается хлеб для жителей монастыря. В 6 км от обители находится молочная ферма и рыборазводный завод. При монастыре для православных гостей есть гостиница «Игуменская».
По данным на 2011 г. количество обитателей в монастыре насчитывало 217 монахов. Кроме того, в обители постоянно задействовано около полусотни трудников.
Святыни Валаамского монастыря
Основной святыней Валаамской обители, ради которой на остров тянутся бесконечные потоки паломников, являются мощи преподобных Сергия и Германа. Святые останки хранятся в Спасо-Преображенском храме.
Не меньшее значение имеет Валаамская икона Божией Матери, обладающая чудотворной силой. Это рукописная работа инока Алипия, написанная в 1878 г.
Чудесным воздействием на женщин обладает образ святой Анны: прислонившись к святыне, христианка избавляется от бесплодия. Икона является точной копией афонского подлинника.
Интересные факты
- Валаамский монастырь имеет собственную эмблему, разработанную в 2015 году.
- Около 100000 паломников ежегодно посещают монастырь, 90% которых являются туристами.
- Гостиница обители способна вместить сразу около 200 человек.
pravednik.info
Остров Валаам. История, достопримечательности, как добраться
Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля». Есть на земле места, словно предназначенные для напоминания о первозданной гармонии бытия. Часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам — архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем.
Валаам — уникальное сочетание удивительной по красоте природы, сурового северного ландшафта, русской архитектуры, православной монашеской культуры.
Валаам находится на одной параллели с Аляской, в Карелии. За 1000 лет, благодаря монахам, на этой земле было привито около 50 видов сортов растений из разных частей света, всего на Валааме растут 480 видов растений. Остров неизменно привлекает туристов своей девственной природой и заповедными святынями, расположенными здесь. Валаам является самым крупным островом красивейшего архипелага из более чем 50 островов в северо-западной части Ладожского озера в Карелии. Свое название остров получил от финно-угорского «валам», что значит горная, высокая земля, но не менее вероятен перевод «земля света» или «земля клятвы». Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама. Уникальная природа Валаама вдохновляла на творчество художников, писателей и поэтов, композиторов, учёных и многих других. Всем известны имена таких гениев, как И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Д. И. Менделеев и т. д. В XIXвеке остров посетили Александр Дюма-отец, императоры Александр I и Александр II. Паломники называли этот остров уголком “земного рая”, Северным Афоном.
Валаам можно считать уникальным местом на всей территории России и самым красивым островом в своем роде. Удивительная природа сочетается здесь с памятниками мировой культуры, что составляется главную достопримечательность Валаама и всей Карелии.
Сплошь заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, заливами, проливами и внутренними озерами, Валаам выделяется из сотен других ладожских островов. Все здесь необычно: громадные массы гранита, поросшие мхами, могучие сосны, корни которых, как руки, цепляются за совершенно голые камни, гряды валунов. Также на Валааме можно встретить необычного вида ель с густой, спускающейся до самой земли кроной – знаменитые ели в «юбках», которые были посажены монахами Валаамского монастыря.
Основание обители на Валааме произошло в эпоху Крещения Руси.
Валаам находится на расстоянии двадцати двух километров от материка. В основном на острове проживает братия монастыря. В летнее время остров переполнен туристами. Порядок на острове поддерживается церковными властями. Расположенный здесь мужской монастырь находится в подчинении у патриарха. Главный собор монастыря носит название Свято-Преображенского Валаамского, он был полностью перестроен в XIX веке. Сегодня здесь можно услышать прославленное валаамское пение. Интересен для осмотра скит Александра Свирского в восьми километрах от монастыря. В общей сложности на острове насчитывается около 10 скитов. Любителей военной истории привлекут остатки построек линии Маннергейма.
Особая природа наложила отпечаток на жизнь обители. Издавна тут заведен порядок: с ноября по апрель монахи ведут «пустынное житие», а с мая по сентябрь их ждет служение миру и постоянный поток гостей. А гостей тут всегда хватало, исторически зафиксировано, что к концу 50-ых годов ХIХ века на остров приезжали до 6000 человек, а к концу 30-ых годов XX века цифра достигла 30 тысяч человек.
Дешевые перелеты в Петрозаводск
Среди жителей Приладожья существовал обычай: каждый молодой мужчина до женитьбы должен был провести год трудником на Валааме, тем самым испытав себя и получив духовную и физическую закалку.
Немного из истории. Первые люди появились на островах еще в 10 веке. С тех пор много воды утекло и много событий произошло. Датой возникновения Монастыря некоторые историки считают 960 год. . Есть другое мнение, согласно которого Монастырь здесь возвели где-то на границе 13 и 14 веков, когда острова уже более 200 лет принадлежали Новгороду.
Монастырь служил одновременно оборонительной крепостью. За свою историю, острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. В начале 17 века, шведы осадили северо-запад Руси. На их пути оказался Монастырь. Шведские полки разорили и практически стерли с лица земли обитель на Валааме, братия практически вся погибла. В 1617 году острова перешли во владение Шведам. Восстановили Монастырь по прошествии ста лет, в 1715 году, по приказу Петра Первого. Тогда была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, колокольня и хозяйственные постройки. В середине 18 века Монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в государственную казну. В результате, Монастырь пришел в упадок. Двадцать лет Валаамский Монастырь простоял в забвении, когда, наконец, в 1785 году, его было решено возродить, на этот раз, он должен был стать каменным. В конце 18 века, обители были возвращены земли, а к 1801 году была уже построена центральная усадьба. К слову, следует заметить, что строительство каменного Монастыря было делом нелегким.
Острова состоят из камня, лопату в землю воткнуть практически невозможно. Главным архитектором строительства назначили Назария, иеромонаха Саровской Пустыни. Его помнят на Валааме не только как руководителя строительства, но и как автора самого строгого Монастырского Устава, прослужившего до 1944 года. Устав не позволял попавшим в монастырь, покидать остров, поэтому, до начала 20 века, его использовали в качестве места ссылки для духовных лиц.
Дешевые перелеты в Санкт-Петербург
myrussianland.ru
Остров Валаам и его странные истории
Остров Валаам и его странные истории
Остров Валаам и его странные истории
Среди мест силы можно найти достаточно много странных и без того мест. Одни из них провоцируют только мифы и истории, которые можно назвать строго языческими. В других присутствуют и церковные мотивы. Остров Валаам является местом, в котором переплелись обе ветви.
Одни ведут название острова от финского словосочетания, которое обозначение возвышенную гористую местность. Другим больше по нраву связь с легендарным Валаамом – звездочетом и астрономом, способным предсказывать будущее.
Из современных строений на острове особое место занимает православный монастырь и расположенные вокруг него скиты. Сам остров находится на Ладожском озере и занимает площадь около тридцати квадратных километров.
Легенды и мифы Валаама
По части легенд и сказаний остров Валаам может легко дать фору многим другим местам силы. К самым известным и распространенным относятся:
- Сам остров в древности служил центром или столицей легендарной и такой же мифической Гипербореи. Мысли на это навевают странные каменные пирамиды и жертвенные рвы. Оценив привлекательность и силы этого места, одноименные Валаам решил использовать его для обращения в христианство язычников-карелов, что ему частично и удалось.
- Возле острова неоднократно были замечены очевидцами представители странного племени, которое по описаниям подходит под дефиницию европейских эльфов. Кто-то считает их то ли предками, то ли потомками такого же мифического снежного человека.
- Предыдущая легенда неизменно привязана к острову Дивный, расположенному рядом с Валаамом. Он прославился странным подводным гулом, найти объяснение не удалось еще ни одному ученому. Может они и не сильно старались, а может быть мы имеем дело с действительно странным поведением природных стихий.
- Еще один островок архипелага под названием Голый Камень прославился странным каменным монументов с выбитыми на его поверхности древними рунами. Объяснения этому факту найти не удалось, также, как и расшифровать сами загадочные письмена.
- Исторических персонажем, с которым связывают историю острова, является Андрей Первозванный. Именно ему приписывают возведение большого каменного креста.
- Сам монастырь основали Сергий и Герман, которые побывали на острове в 11 столетии, хотя первые задокументированные факты о нем датируются 1407 годом. Первые монахи обитель покинули из-за шведских набегов.
Предыдущая статья:
Стриптиз диско клуб Scarlette
Следующая статья:
Гиперборея
Похожие статьи
begin-journey.ru
Валаам: остров Преображения | Православие и мир
«Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: “Дай вам Господь получить то, за чем приехали”. Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот определилось, что – за чем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, – нашу жизнь». С этими словами писателя Ивана Шмелева согласится большинство тех, кто когда-либо приезжал на Валаам. Об острове тишины и молитвы рассказывает Евгения Новосельцева.
История, природа и искусство – три мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью.
Д. С. Лихачев
Есть места, которые удивляют, потрясают или просто не оставляют равнодушными большинство их посетителей. Есть и такие удивительные места, которые преображают душу, оставляя в ней глубокий след. В такие уголки нашей планеты хочется вернуться вновь и вновь, они словно манят к себе изумленного человека. И это является удивительной тайной. Одним из таких мест, на мой взгляд, является остров Валаам, который недаром монастырский гимн называет дивным.
Сегодня Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь отмечает один из престольных праздников своего главного храма – день преподобных Сергия и Германа Валаамских. Центральный собор обители расположен на горе Фавор. На Руси существовала благочестивая традиция называть географические пункты по аналогии со Святой землей, чтобы и на родине были места, которые бы напоминали о земной жизни Христа. Наряду с Троице-Сергиевой лаврой, Новым Иерусалимом на Истре, Соловками, Валаам не стал исключением: здесь путешественник, не выезжая из России, может взойти на вершину горы Сион, чтобы посетить храм, построенный по подобию храма Гроба Господня, пройти через поток Кедрон к Гефсиманскому саду, побывать в Иосафатовой долине…
Спасо-Преображенский собор
Монастырь: центральная усадьба, скиты и подворья
Монастырь имеет сложную структуру. Главный собор, основной корпус общежитий обители, хозяйственные постройки расположены в Центральной усадьбе острова Валаам, давшего название всему архипелагу. По островам разбросаны многочисленные скиты. Само слово скит произошло от названия пустыни в Северной Африке Шиит. Это форма монашеской жизни, более уединенная, чем общежительная, когда иноки живут по несколько человек (существует еще отшельническая форма жизни, на Валааме еще в XIX веке она была, теперь уже нет). До революции на Валааме было 13 скитов, сейчас после советского 50-летнего запустения восстановлено 9 из них и построен один новый.
Гефсиманский скит
Всехсвятский, Предтеченский, Коневский и Святоостровский скиты были построены для монахов подвижнической жизни. Ранее и устав их был более строг, чем в Центральной усадьбе, а сейчас во всём монастыре он одинаков. Сергиевский и Германовский скиты связаны с хозяйственной деятельностью монастыря: они были построены в местах, где находились каменоломни и шла добыча красного и серого гранита. Есть на острове также Воскресенский и Гефсиманский скиты, которые свидетельствуют о местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Свято-Владимирский скит был построен последним как патриаршая резиденция (Валаамский монастырь относится к типу ставропигиальных, подчиняющихся не епархии, а непосредственно Патриарху).
Свято-Владимирский скит
Гости острова, даже паломники, не могут посетить все скиты: далеко не все открыты путешественникам. Предтеченский закрыт для всех, Всехсвятский открывает свои двери лишь раз в год на престольный праздник, Святоостровский посещают некоторые паломнические группы, Воскресенский осматривают почти все прибывающие группы. На материке в Сортавале, Приозерске, Петербурге, Москве и даже в Сочи открыты подворья монастыря.
Воскресенский скит
Переменна судьба Валаама
Существуют разные точки зрения о происхождении топонима Валаам. Но всё же большинство ученых сходятся во мнении, что название архипелага связано с финно-угорским топонимом Valamo, где valo – это «свет», «клятва», или с финским valаа – «отливать из металла», впоследствии под влиянием библейской традиции это название трансформировалось по созвучию с именем ветхозаветного прорицателя Валаама.
Время основания обители остается исторической загадкой. Среди историков популярны две точки зрения. Согласно первой из них, монастырь был создан во времена Крещения Руси – X-XI вв., вторая группа ученых считает, что это произошло позже – в XIV в. Может быть, мы уже и не узнаем, в каком веке это случилось, но зато у историков есть уверенность, кто именно основал монастырь – преподобные Сергий и Герман, выходцы «от восточных стран», как сказано в летописях. Вероятнее всего, имелась в виду Греция, то есть святые были греками или переселенцами из этой страны.
В летописных источниках сохранилась меткая фраза об истории острова и обители: «Переменна судьба Валаама». И это является абсолютной правдой. Сегодня мы мало знаем о средневековой истории обители в первую очередь из-за того, что монастырь не раз был разрушен и сожжен до основания соседями-шведами. Монахи не хотели брать в руки оружие и принимали мученическую смерть. Но, как птица Феникс, обитель многократно восставала из пепла.
Тебя не раз опустошала
Толпа неистовых врагов;
Но ты лишь мужество являла
Средь всех лишений и тревог,
И после долгих испытаний,
Опустошений и борьбы,
Как властелин своих желаний,
Во всей красе явилась ты! –
Смиренных иноков обитель!
Приют трудящихся рабов,
В духовный мир путеводитель,
От силы вражией покров!
(Из монастырского гимна)
Из-за шведских опустошительных набегов на Валааме не сохранилось средневековых сооружений, а самые ранние архитектурные постройки относятся к XVIII веку, две из которых встречают путешественников уже на причале – Благовещенская часовня и Каретно-конюшенный дом.
Ранее паломники добирались на остров с большими трудностями, чем сейчас, не все доплывали (Ладога известна своенравным характером и по-настоящему морскими штормами). Ступив на землю, счастливые валаамские гости служили в Благовещенской часовне благодарственный молебен, а из Каретно-конюшенного дома их вещи послушники поднимали вверх, к гостинице и собору. Сейчас в здании Каретно-конюшенного дома располагается валаамский музей.
Сердце обители
Множество валаамских храмов и часовен стоит на возвышенных местах, и чтобы до них добраться, нужно совершить некоторое усилие. Пройдя от причала путь в 66 ступеней на тридцатиметровую гору Фавор, гости монастыря могут оценить прекрасный вид на Спасо-Преображенский собор, главный монастырский храм.
Собор поражает своим величием. Высота колокольни – 73 м, в куполе – 42 м (аналогична высота шпиля петербургского Адмиралтейства).
Свой современный облик он приобрел к 1896 году. Удивительно, что собор возводили монахи своими силами, строительством руководили три профессиональных архитектора – А. Я. Силин, Г. И. Карпов, Н. Д. Прокофьев.
Стиль, в котором построен храм, соединяет в себе два основных направления русской храмовой архитектуры второй половины XIX века – византийское и русское. И интерьер храма также совмещает аналогичную эклектику: нижний храм, освященный в честь преподобных Сергия и Германа (престольные праздники 11 июля и 24 сентября), является по стилю греческим, верхний (Преображенский) – русским.
Остров тишины
Один из оплотов русского православия расположен в удивительной природной среде… Есть что-то в самом ее характере умиротворяющее душу, она будто бы иллюстрирует слова Лермонтова о том, как «пустыня внемлет Богу». «В обители глухая тишина: дремлет Валаам под усыпляющий шепот сосен, под всплески Ладоги; а здесь уж не тишина, а глуше и глубже тишины: покой», – писал о своих ощущениях после поездки на остров И. С. Шмелев.
Валаам – таинственный остров Божественной тишины. Путешествуя по богатым природным красотам, посещая храмы, скиты, валаамский путешественник, будь то паломник или даже простой турист, ощущает: это необычное место, здесь присутствует что-то особенное, порой трудно выразимое в словах. Один экскурсовод рассказывал о своих переживаниях, что на острове действительно входишь в тайну Великой Субботы, когда «молчит всякая плоть человеча».
Феноменальная природа
Д.И.Менделеев, совершая путешествие по «Северному Афону», справедливо отметил, что характер валаамской природы является феноменальным. На сегодняшний день природные особенности островов хорошо изучены. Их площадь составляет 36 кв. км, а на долю главного острова, дающего название всему архипелагу, приходится примерно 2/3 – 28 кв. км. Ежегодно Валаам посещают 100 тысяч путешественников, из которых примерно 10% являются паломниками, остальные – туристы. Для природы острова такое обилие приезжающих порой является непосильной нагрузкой. Охраной «феноменальной природы» «дивных островов» занимается Валаамское лесничество и созданный в 1999 г. правительством Карелии Природный парк.
Острова архипелага имеют тектоническое происхождение, они сформировались на месте встречи двух гигантских геологических структур – с севера Балтийского кристаллического щита и с юга Русской платформы. Подъем магмы в районе разлома на поверхность и внедрение ее в земную кору привели к образованию интрузии (от латинского intrusus – «вытолкнутый») – дугообразной возвышенности, тянущейся по дну северной Ладоги с запада на восток. Ее вершиной и является Валаамский архипелаг.
На островах архипелага встречается 500 видов высших сосудистых растений и более 200 видов лишайников, что составляет 45% от общего количества видов флоры Карелии. По своему географическому положению Валаам лежит на самой границе подзоны южной тайги, и на его территории происходит стык ареалов обитания растений разных климатических зон. Рельеф островов неравномерен, и на островах встречается не только лесная и скальная флора, но также водная, луговая и прибрежная. 80% территории острова занимает лес, который, между прочим, очень богат на грибы – их здесь не менее 700 видов.
Животный мир архипелага не так разнообразен, как растительный. Любопытный факт: на Валааме почти не водятся хищники. Зимой по льду на острова изредка заходят волки и рыси, а постоянно живут только лисы, куницы и горностаи. Самым крупным обитателем островов является лось. Но, к сожалению, архипелаг может прокормить лишь 3-4 взрослые особи, а их количество порой достигает 50, поэтому сотрудникам лесхоза приходится ежегодно их отстреливать. Очень богат мир валаамских птиц: учеными отмечено 222 вида, из которых гнездятся только 120.
Самым экзотическим обитателем «дивных островов», занесенным в Красную книгу России, является ладожская кольчатая нерпа – разновидность пресноводного тюленя. Подобные ей виды сохранились на Земле только в двух озерах – на Байкале и в финском озере Сайма. На Валааме нерпы облюбовали плоские, лежащие на северо-восточной оконечности архипелага Крестовые острова, здесь у нее релаксационные залежки (она отдыхает после охоты) и большой выбор питания: в водах Ладоги близ Валаама встречается 58 видов рыб.
Ладожское озеро, омывающее острова архипелага, – одно из 253 великих озер мира, крупнейший пресноводный водоем Европы. Его площадь – 18 тыс. кв. км – сравнима с площадью Израиля. Один ученый, говоря о Ладоге, приводил интересный образ: если всё человечество разом опустится в озеро, уровень воды поднимется всего-то лишь на 3 см. Именно Ладожское озеро влияет на климат, сглаживая сезонные проявления. Огромные массы воды медленно нагреваются и медленно остывают, что приводит к задержке времен года примерно на 14-15 дней. Зимой на архипелаге не холодно (средняя температура самого холодного месяца – февраля – 8 градусов мороза), а летом – не жарко (средняя температура – всего 17-18 градусов).
Как добраться
Навигация на Валаам длится с мая по сентябрь. Маршруты и программы путешествий по острову можно выбрать на любой вкус. Туристы обычно приплывают на теплоходах на полдня либо на один день, посещают одну-две продолжительные экскурсии. Паломнические поездки чаще всего длятся от трех дней. Есть свои программы для тех, кто хочет бесплатно потрудиться на благо обители – для трудников и волонтеров. Поле деятельности в монастыре обширно: сады, огороды, помощь в гостиницах. До революции братия насчитывала 1000 человек, сейчас – более чем в 4 раза меньше, поэтому своими силами монашествующим сейчас трудно справиться.
Паломники и волонтеры добираются в основном на малом флоте («метеорах» – теплоходах на подводных крыльях или теплоходах типа «ОМ»). При желании на остров можно приплыть не с паломнической группой, а своим ходом из Приозерска или Сортавалы. Выбранная программа пребывания и вид транспорта влияет на стоимость поездки.
Призывающий остров
В дореволюционное время на остров любили приезжать представители творческой интеллигенции: художники (И.Шишкин, Джогин, Гинэ, Васильев, А.Куинджи, П. Балашов, Н.Рерих), писатели (Н.Лесков, А.Дюма, И.Шмелев, Б.Зайцев), поэты (Ф.Тютчев, Н.Апухтин), композиторы (А.Глазунов, П.Чайковский), Д.Менделеев, философ В.Соловьев, В.Немирович-Данченко (популярный публицист, родной брат основателя МХАТа) и многие другие. Также известно, что Валаам посещали некоторые церковные деятели (свт. Игнатий Брянчанинов, Патриарх Алексий II), цари и представители династии Романовых (Александр I, Александр II с семьей, Великий князь Дмитрий Константинович – внук императора Николая I, Александр III и другие). И для многих путешественников валаамское паломничество становилось событием, перевернувшим жизнь, хотя его смысл открывался порой не сразу.
Так, например, И. С. Шмелев во многом благодаря посещению «дивного острова» выбрал для себя писательский путь: «Думал ли я тогда, у лесной часовни, что всё это как-то отзовется в жизни, как-то в нее вольется и определится? И вот, определилось. Связал меня Валаам с собой. Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: «Дай вам Господь получить то, за чем приехали». Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот, определилось, что – за чем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, – нашу жизнь».
Всехсвятский скит
Коневский скит
Смоленский скит
Евгения Новосельцева
Фото экскурсоводов Ольги Паутовой,
Данилы Колесникова, Кирилла Блинова
www.pravmir.ru
Где находится Валаамский монастырь — на карте, как доехать, где находится
История этих мест дошла до современников только по преданиям, согласно которым возникновение христианства на Валааме совпало с крещением Руси.
Валаам привлек язычников своей красотой и величием. Именно здесь они расположили свое капище – главное место поклонения самому почитаемому из богов.
Историки считают, что первыми христианами, которые посетили эти места, являются Сергий и Герман. Они имели статус инок, это значит, что они носили рясу, но не были монахами. По сути, они являлись младшими монахами до пострижения их в малую схиму.
Валаамский монастырь
Валаамские Чудотворцы усердно молились и трудились, чем смогли положить основание обители, столько значащей для современников. Сергий и Герман относились к греческой церкви, а сам Валаам территориально принадлежал землям Великого Новгорода.
Описание
Для верующих Валаамский монастырь является особенным местом. Строение окружено водой со всех сторон и удалено от городской черты, что делает это место действительно умиротворяющим и тихим.
Остров находится в двух десятках километров от материка, в сорока двух километрах от ближайшего города и двух сотнях километров от культурного сердца России – Санкт-Петербурга.
Валаамский монастырь
Природа Валаама удивляет и поражает: почти пять сотен видов растений, две сотни видов птиц, множество животных. Здесь можно встретить и виды, занесенные в Красную книгу, например, нерпу. Основную часть острова занимают хвойные леса. Есть и лиственные деревья, но их привезли люди.
Насельники Валаама всегда вели мирную жизнь, даже когда подвергались нападениям и лишениям. На заре семнадцатого века монастырь захватили и разрушили шведы. Остров принадлежал этой стране до Северной войны.
В восемнадцатом веке игумен Назарий ввел Строгий Устав, которому следуют многие поколения послушников. Он предусматривал три формы жизни монаха: отшельническая, скитская и общежительная. К началу двадцатого века у монастыря уже было тринадцать скитов, раскиданных по Валааму.
Главное сооружение монастыря располагается на холме. Это интересный архитектурный ансамбль, сердцем которого является Спасо-Преображенский собор. Вокруг него находятся братские кельи, ниже по холму – сады. Собор имеет крестово-купольную структуру, разделен на три нефа. Колокольня имеет несколько ярусов, раньше на ней было тринадцать колоколов, сейчас только один.
Валаамский монастырь
История монастыря
Обитель ведет свое существование с четырнадцатого века. К шестнадцатому веку на территории монастыря жило шестьсот монахов.
Несмотря на огромную численность послушников, строения из камня стали появляться лишь в конце восемнадцатого века. Эта деятельность развернулась при старце Назарии. Обитель расцвела в девятнадцатом веке, когда ей руководил игумен Назарий. Он продолжил строительство сооружений из камня и развернул деятельность миссионеров. Благодаря грамотному руководству, Валаамская обитель к середине девятнадцатого века имела свою структуру, которая включала хозяйственные части, полицию, торговлю, финансы. По сути, обитель являлась маленьким государством.
Валаамский монастырь
Монастырь активно развивался с середины четырнадцатого до шестнадцатого века. Все годы существования обитель получала одобрение и поддержку от правящих структур.
Обитель пережила много бед. В семьдесят восьмом году шестнадцатого века на нее напали шведы, погубив множество ее обитателей. Через несколько лет вспыхнула эпидемия чумы, которая в те года была смертельной. После этого шведы разрушили и строения, остававшиеся на острове. Обитель была разграблена и разрушена, однако монахи не покинули эти земли, а предпочли остаться на острове.
Когда к власти пришел Петр Первый, он повелел восстановить обитель указом от пятнадцатого года восемнадцатого века. Огромную помощь оказал Кириллов монастырь, который предоставил инструменты, припасы и утварь, необходимые для восстановления монастыря.
Валаамский монастырь
Еще одним испытанием для монастыря стали большевики, пришедшие к власти. После окончания второй мировой войны священнослужителям пришлось спасаться от власти, покинув святое место. Они ушли на территорию Финляндии, где смогли основать Ново-Валаамский монастырь, который действует и по сегодняшний день.
На острове разворачивается светская жизнь: открывается школа боцманов, дом инвалидов, Музей-заповедник. Валаамский монастырь смог продолжить свою деятельность только после свержения коммунистов.
Валаамский монастырь
Последние двадцать семь лет монастырь находится под властью Патриарха Московского и Всея Руси. Сейчас на территории обители живет полторы сотни монахов. Обитель включает в себя резиденцию патриарха, музеи, мастерскую иконописи, амбулаторию. Создание этих объектов стало возможным за счет благотворительности.
Интересные факты о Валааме
- Валаам представляет собой архипелаг из множества островов. Поэтому, по сути, монастырь стоит на островах.
- В древние времена на территории Валаама располагался языческий жертвенник.
- На Валааме есть механизированная ферма, которая содержит семь десятков голов коров.
- Насельники Валаамского монастыря могут отслужить на Валаамском архипелаге. Сюда принимаются юноши, которые готовы нести монастырские послушания.
- Валаамская обитель есть в нескольких социальных сетях, поэтому с ней можно выйти на связь.
Где находится
Монастырь раскинулся на островах Валаамского архипелага, который располагается в республике Карелия, на территории Ладожского озера.
Валаамский монастырь на карте
Как добраться
Самые ближние к обители города – Приозерск, Сортавала, Лахденпохъя. Из первого до монастыря ходит теплоход. Из второго метеор. Из третьего – катер, который можно взять в аренду.
Автор публикации
Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой.Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу.
Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
mir-tourista.ru
Валаамский монастырь: история, описание, фото
Адрес: Россия, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам
Дата основания: конец XI – начало XII
Основные достопримечательности: Собор Спаса Преображения, церковь Валаамской иконы Божией Матери, церковь Петра и Павла, церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной
Святыни: мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских
Координаты: 61°23’20.2″N 30°56’41.9″E
Место основания Валаамского монастыря
Становление и развитие Валаамского монастыря
Восстановление Валаамского монастыря
Новое испытание Валаамского монастыря
Современный этап развития Валаамского монастыря
Валаамский монастырь на карте
Возникновение и развитие христианства на Валааме – это далекое прошлое, по преданиям, дошедшим до наших дней, совпадает со временем крещения Руси.
Валаамский монастырь с высоты птичьего полёта
Прежде, красота и величие этих мест, о которых мы расскажем ниже, привлекли на архипелаг язычников. Здесь располагалось их главное капище – место, где они поклонялись своим богам Велесу и Перуну и приносили в их честь жертвы.
По дошедшим до нашего времени преданиям первые христиане, появившиеся в этих землях – это иноки преподобные Сергий и Герман. Упорный труд и молитвы Валаамских Чудотворцев положили начало для основания этого поистине знакового места для всех верующих. Предания, сохранившиеся в церковной обители, рассказывают, что преподобные Сергий и Герман являлись миссионерами греческой церкви, а сама территория входила в состав владений Княжества Великого Новгорода. Главный же расцвет, развитие обители, возведенной во имя Преображения Господня, пришелся на XV – XVI века.
Общий вид собора Спаса Преображения
Место основания Валаамского монастыря
Место основания и развития Валаамского монастыря не могло быть выбрано лучше. В самое сердце природы-матушки смотрели основатели, возводя на островах эту святыню. Комплекс возводился и развивался максимально удаленно от мирской суеты. Острова архипелага, со всех сторон окруженные водой, идеальны для духовного служения, уединения и ведения тихой жизни иноков.
Территория архипелага включает в себя порядка 50 островов, в основном маленьких по площади. Более трех четвертей общей площади архипелага занимает главный остров – Валаам.
Чуден и восхитителен этот край. Удивительная и разнообразная растительность насчитывает почти 480 различных растений, среди которых есть занесенные в Красную книгу. Птицам и рыбам, множеству представителей мира животных – всем нашлось место в этом святом крае.
Рухольня и кельи духовника на фоне собора Спаса Преображения
Почти вся территория заросла хвойными лесами. Она испещрена скалами, о многие из которых разбиваются могучие волны Ладожского озера. Красота этих мест, воистину, неземная! Самой судьбою, а может быть, волей Божией, суждено было на этом месте расположиться духовному центру Руси Православной, получившему название Северного Афона.
Становление и развитие Валаамского монастыря
Первые десятилетия пустынь, на которой обосновались монахи, постоянно подвергается нападениям со стороны шведских наемников. Получив отпор от войска русского, они в бессильной злобе нападали на беззащитных монахов, сжигали и разоряли их обитель. Во время одного из таких нашествий было принято решение перенести святые мощи преподобных Сергия и Германа в Новгород. И лишь в конце 11 столетия, после того как угроза была ликвидирована, мощи были возвращены на Валаам. Однако, остерегаясь угрозы будущих набегов и осквернения святыни, было принято решение схоронить их глубоко внутри скалы, в специально вырубленной для этого могиле. И поныне святыня хранится в этом месте.
Собор Спаса Преображения
Более активное развитие началось в середине XIV века, после заключения мира со шведами. Шведский король Магнус Второй, пытаясь попасть на главный остров архипелага, после безуспешных попыток и многих дней скитания по морям, принял решение отречься от престола. Он прекратил попытки развязать войну. Более того, сменив царский сан на простую рясу священника, он познал истину и стал носить имя Григорий.
Вплоть до 16-го столетия монастырь активно развивается. Правящие в разные годы цари государства Российского с особой благосклонностью и заботой относятся к святыне. Они освобождают тамошние земли от налогов и сборов, а природу островов защищают особыми указами, запрещая, в том числе, охотиться и вырубать леса.
Трагическая история, не раз выпадавшая на долю монастыря, повторилась в 1578 году. Шведы вновь развязали захватнические войны. Подвергая истреблению и гонениям карелов, они напали на Валаамский монастырь и безжалостно порубили мечами старцев и послушников, не отказавшихся от своей веры – Православия.
Собор Спаса Преображения
Несколькими годами позже еще одно горе и испытание выпало на долю иноков этой обители. Эпидемия чумы, вспыхнувшая внезапно и стремительно, унесла жизни множества служителей церковного комплекса. А затем шведы окончательно разорили святыню, уничтожили практически все, что было создано здесь, — церкви и кельи монахов, трапезную и всю отраду. Все было сожжено, разграблено, разрушено. Многие монахи прятались в окрестных лесах, не желая покидать священные земли, некоторые продолжали служение господу на территории Антониев-Дымского монастыря.
Истинное развитие обители началось в конце XVI – начале XVII веков, после заключения очередного мира со шведами. Царь Руси, в то время – Федор Иоаннович, выделил из государевой казны средства и вновь отстроил обитель. Были возведены церкви, кельи, трапеза и другие строения, восстановлена ограда комплекса. Дальнейшее развитие и расширение обители привлекло на его территории множество людей верующих. Создается и обустраивается 12 скитов, что в конечном итоге дает возможность и основание именовать монастырь Великою Лаврою.
Церковь Петра и Павла, Келейный корпус
Трудные времена не раз выпадали в виде испытаний на долю иноков. Не обошла беда стороной и в самом начале XVII века. В то время правил обителью игумений Макарий, когда коварное нашествие шведов принесло на святые земли полное разорение, погибель многих истинных служителей Православия. После этого на земле обосновались захватчики, построив свои дома на святой земле, стремясь полностью искоренить следы православия. Более ста лет территории находились в ведении шведского короля, а иноки были либо уничтожены, либо изгнаны с этих земель.
Восстановление Валаамского монастыря
Не просто так в истории земли Русской имя Петра Первого звучит, как Петра Великого! Настоящего царя русского, вернувшего и величие, и веру народу своему. Именно Петр I повелевает возобновить монастырь сразу же после того, как с Валаама изгнали захватчиков. Указ императора, изданный в 1715 году, повелевал начать полное восстановление обители на Валааме. Помощь в становлении земель оказывал Кириллов монастырь, откуда поставлялась утварь, припасы, инструменты для разных работ и многое другое.
Церковь Петра и Павла
Находясь под надежной защитой государства российского, святыня развивается наиболее активно, возводится все больше церквей, развиваются другие здания и сооружения. Развитие велось столь стремительно, что уже к 1811 году на территории монастыря нет ни одного деревянного здания. Все строительство ведется только из кирпича. Активное и динамичное развитие Валаама продолжается вплоть до конца XIX – начала XX веков.
Новое испытание Валаамского монастыря
Территория, на которой располагалась пустынь, почти целое столетие находилась в составе Финского Великого Княжества. В те годы это была часть Российской империи. Страшные события, преследовавшие церковь после установления на территории России власти большевиков, миновали Валаамскую обитель, сохранив ее созданный многими столетиями величественный облик.
После победы в войне 1941-1945 года священнослужители, спасаясь от власти Советов, вынуждены были покинуть святые земли. Они обосновались на территории теперь уже независимой Финляндии, где на предоставленную помощь основали Ново-Валаамский монастырь. Эта обитель является действующей и в наше время.
Церковь Валаамской иконы Божией Матери
Сам остров в это время переживает новую стадию развития, никак не связанную с верой. Поначалу здесь открывают школу боцманов, а затем дом для инвалидов. Много позже, стремясь сохранить историю в целостности, здесь открывается Музей-заповедник. И только в 1989 году, после известных событий свержения власти коммунистов и атеистов, в Валаамский монастырь возвращается монашеская жизнь.
Современный этап развития Валаамского монастыря
С 1991 года монастырь переходит в подчинение Патриарху Московскому и Всея Руси. В настоящее время обитель насчитывает около 150 послушников, а всеми делами руководит назначенный игумен – Епископ Троицкий. Восстанавливается и развивается весь комплекс. В настоящее время из 13 скитов на территории архипелага восстановлено 10. А к великой дате – юбилею Крещения Руси, который был широко отмечен в 2008 году, возведен Владимирский скит.
Памятник Патриарху Алексию II
Здесь имеется резиденция патриарха, музей и даже мастерская, оборудованная всем необходимым для иконописи. Из светского направления развития обители следует отметить открытие амбулатории с самым современным оборудованием. Создана она на средства благотворителей.
Значительное внимание уделено соблюдению установленного векового порядка, монашеского богослужения. Восстановлен, активно развивается и популяризуется знаменитый хор братьев Валаама.
Активное развитие этих мест привлекает десятки и сотни тысяч верующих и просто гостей со всех уголков необъятного земного шара. Люди едут, чтобы не только насладиться величием и красотой мест, но и для духовного наполнения, очищения и восстановления сил. Монастырь ведет активный прием паломников в период с мая по ноябрь ежегодно. Это время, когда Ладога открыта для навигации, и поэтому весьма активно происходит посещение обители ее гостями.
Келейный корпус
Хочется верить, что тяжелые испытания, гонения и лишения, выпавшие на долю святыни, ушли в историю навеки. И Валаамский монастырь милостью Божией будет развиваться, укрепляться и совершенствоваться. Пусть же веками над могучими водами Ладоги проносится звон церковных колоколов, неспешно и величественно проходят богослужения, предаются молитвам иноки и прихожане. А вместе с ними будет крепнуть вера людей и стремление их к праведной жизни, в основе которой лежит Великая судьба и вековая история святыни земли Русской.
Рейтинг достопримечательности
Валаамский монастырь в России на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
Казань |
putidorogi-nn.ru