Венецианский дож – как выбирали, атрибуты власти, дворец

Содержание

как выбирали, атрибуты власти, дворец

Путешественников, приезжающих в Венецию (Venezia), охватывает желание погрузиться в таинственную атмосферу этого старинного и в некотором смысле волшебного города. Его многовековая история полна загадок и пропитана особым духом аристократизма. В связи с этим очень занимательными кажутся рассказы о венецианских дожах – правителях Республики, обеспечивших своему городу-государству величие, процветание и славу.

Дожем (doge) называли главу Светлейшей Республики Венеции (Serenissima Repubblica di Venezia). Само название титула произошло от латинского слова «dux», в переводе на русский означающего «вождь, повелитель». Почётная государственная должность была выборная и просуществовала 1100 лет. За это время Республикой Святого Марка правило 120 дожей. Полный список венецианских дожей вы можете найти на специальной страничке в Википедии.

Формирование и развитие института дожей

Предание гласит о том, что первым венецианским дожем был Паоло Лучио Анафесто (Paolo Lucio Anafesto), но документальных подтверждений данного факта не существует.

Паоло Лучио Анафесто – первый венецианский Дож

Паоло Лучио Анафесто – первый венецианский Дож

Ориентировочной датой начала его правления считается 697 год. К этому периоду Венеция погрязла во внутренних политических противоречиях, вызванных непрестанными конфликтами влиятельных местных кланов. Необходимо было объединить интересы элиты, и направить её силы на борьбу с внешней угрозой, поступающей от лангобардов и славян.

Назначение Паоло Лучио Анафесто произошло после собрания жителей Венецианской лагуны (Laguna di Venezia), организованного по инициативе патриарха из близлежащего города Градо (Grado), и было одобрено византийским правителем.

Первоначально дожи, наделённые неограниченной властью в политических, военных и церковных вопросах, были ставленниками Восточной Римской империи. Такая ситуация сохранялась в период раннего Средневековья, и объяснялась тем, что Венеция находилась под юрисдикцией Византии.

После должность главы города-государства претерпела существенные трансформации, и стала носить формальный характер. К XI веку, когда Республика Святого Марка приобрела автономию и существенный вес на политической карте мира, фигура дожа уже не имела былой значимости. С течением времени управление финансовыми и военными делами осуществлялось выборными депутатами Большого Совета (Maggior Consiglio) – главным органом государственной власти, а законодательные функции и многие политические вопросы ложились на плечи членов Сената.

Институт дожей прекратил своё существование в 1797 году, когда земли Республики Святого Марка были оккупированы войсками Наполеона Бонапарта. Последним дожем, отрёкшимся от титула после унизительной капитуляции Венеции, стал Людовико IV Джованни Манин (Ludovico IV Giovanni Manin).

Как выбирали дожа Венеции и кто  быть избран?

Должность дожа была пожизненной, и всегда считалась очень уважаемой и почётной в Венецианской Республике.

Обладателем высокого титула мог стать только представитель богатой и влиятельной семьи, имевший за спиной многолетний успешный опыт государственной службы. Кандидатами были люди уже почтенного возраста, проявившие себя как искусные дипломаты и мудрые военные предводители.

При этом несмотря на попытки установить в Венеции монархию, подразумевавшую наследственную передачу власти, сохранялся принцип выборности правителя города-государства. Сложная процедура назначения дожа приобрела свои окончательные формы в XIII веке. В 1268 году были утверждены правила, включающие в себя 11 этапов голосования, с тем чтобы учитывались интересы всех элит. Избирательная система функционировала без изменений до последних дней существования Венецианской Республики.

Особенности положения дожа

Должность венецианского дожа подразумевала массу ограничений, при этом она исключала возможность личного обогащения и каких-либо привилегий для членов семьи правителя. Более того, состояние главы Венецианской Республики нередко становилось источником финансирования пышных городских праздников, церемониальных шествий, военных походов и прочих государственных мероприятий.

Ни дож, ни его родственники не могли обладать недвижимостью, расположенной на территории другой страны. Его дети не имели права вступать в брак с чужеземцами, а супруге не разрешалось вести коммерческую деятельность и принимать подарки от заморских купцов.

Жизнь дожа находилась под постоянным контролем членов Совета Десяти (Consiglio dei Dieci), собиравших компрометирующую информацию через осведомителей и доверенный лиц. Дела о хищении государственного имущества могли рассматриваться как при жизни, так после смерти правителя.

Особое внимание уделялось соблюдению законности власти. Так, именно благодаря работе тайных судей и карателей в 1355 году был обвинён в государственной измене и обезглавлен 55-й венецианский дож Марин Фальеро (Marin Faliero), пытавшийся монополизировать верховенство посредством государственного переворота. Этот печальный сюжет из истории Венецианской Республики был увековечен спустя пять столетий, в 1867 году, итальянским живописцем Франческо Айецем (Francesco Hayez).

Картина Последние мгновения дожа Марино Фальеро на лестнице дель Пьомбо в пинакотеке Брера

Картина Последние мгновения дожа Марино Фальеро на лестнице дель Пьомбо в пинакотеке Брера Увидеть картину «Последние мгновения дожа Марино Фальеро на лестнице дель Пьомбо» (Gli ultimi momenti del doge Marin Faliero sulla scala detta del piombo)  можно в миланской пинакотеке Брера (Pinacoteca Brera), комната XXXVIII.

Церемониальные обязанности дожей

Дож всегда был центральной фигурой во всех ритуальных шествиях и празднованиях, проводившихся в Венеции. C XII века сформировалась традиция совершать церемонию «Обручения с Адриатическим морем», сохранившуюся до падения Республики Святого Марка.

Торжество проводилось ежегодно, совпадало с церковным праздником Вознесения Господня, и было приурочено к легендарным событиям, когда 26-й правитель Венеции, Пьетро II Орсеоло (Pietro II Orseolo), победоносно завоевал северо-западные территории Балканского полуострова.

По традиции дож выходил на своей великолепной 30-метровой золотой галере, называемой «бучинторо» (bucintoro), и обращался с молитвой к водной стихии, прося о благосклонности к местным жителям. После в море бросался перстень правителя, в знак мощи, величия Венеции и её неразрывной связи с Адриатикой.

картина Дож на Бучинторо направляется в Сан-Николо-ди-Лидо

картина Дож на Бучинторо направляется в Сан-Николо-ди-Лидо Итальянский художник Франческо Ладзаро Гваарди (Francesco Lazzaro Guardi) в 1766 году изобразил торжество в работе «Дож на Бучинторо направляется в Сан-Николо-ди-Лидо»  (l Doge sul Bucintoro si dirige verso San Nicolò di Lido). Увидеть картину сегодня можно в дворце Венария (Reggia di Venaria Reale), бывшей королевской резиденции и садах, расположенные недалеко от Турина (Torino). Площадь дворца 80 000 м ², это один из самых больших дворцов в мире.

Атрибут власти

Главным символом власти венецианского дожа был специальный головной убор (Corno Ducale), напоминающий по форме шапку с рогом.

головной убор Венецианского Дожа Corno Ducale

головной убор Венецианского Дожа Corno Ducale

Своеобразный колпак традиционно шили из тяжёлой парчи с золотыми нитями, иногда его обивали роскошным бархатом. Головной убор дожа часто украшался россыпью крупных драгоценных камней: рубинами, изумрудами, алмазами и жемчугом. Правитель Венеции получал шапку во время церемонии вступления в должность, и обязан был носить символ власти не снимая. Для торжественных мероприятий предусматривался нарядный вариант головного убора, в обычных ситуациях дож навевал более скромный колпак, сшитый из бархата.

Ежегодно, в день празднования Пасхи, настоятельница женского монастыря Сан-Заккариа (San Zaccaria) преподносила правителю города очередной головной убор, сделанный для него послушницами.

Дворец венецианских дожей

Резиденцией правителя был Дворец Дожей (Palazzo Ducale). В его стенах проходили также заседания Большого Совета, Сената, Верховного Суда. Здесь вершила свои дела и Тайная Инквизиция. Дожу отводилось 11 комнат, при этом большинство из них использовались как приёмные.

Дворец Дожей Венеция

Дворец Дожей Венеция

Величественное здание нынешнего дворца, украшающего площадь Святого Марка (Piazza San Marco), выполнено в готическом стиле. Его строительство началось примерно в XIV – XV веках на месте, где ещё в 810 году стояла не сохранившаяся до наших дней первая резиденция дожей. Сегодня палаццо выполняет роль музея, и роскошные интерьеры его огромных залов ежегодно притягивают миллионы ценителей искусства и истории.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

italy4.me

Венецианский дож — это… Что такое Венецианский дож?

Дож — титул выборного главы Венецианской республики на протяжении более чем десяти веков, с VIII по XVIII века. Возник в 697 году, когда Венеция входила в границы Византии. Первым дожем стал Пауло Лучио Анафесто.

Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи. До 1032 года дожи имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Со временем обязанности дожа всё больше перекладывались на венецианских чиновников. С 1268 года существовала должность вице-дожа.

Процедура выборов

Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции. После этого власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру. Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета.

На выборах 1229 года Комитет сорока был увеличен до сорока одного, то есть нечётного количества членов. С 1268 года и до конца существования титула действовала процедура выбора, включающего в себя одиннадцать голосований. Из тридцати членов Большого Совета выбиралось девять. Девять членов совета выбирали сорок человек, а из этих сорока выбиралось двенадцать человек, которые в свою очередь выбирали двадцать пять человек. Эти двадцать пять отсеивались до девяти человек, девять выбирали сорок пять избирателей. После этого сорок пять человек ещё раз уменьшались до группы из одиннадцати. И наконец, одиннадцать человек выбирали сорок одного избирателя, которые выбирали дожа.

Подобный метод голосования был призван учесть интересы всех сторон, и не допустить на высшую должность в государстве ставленника какой-либо партии или клана, человека опасного или неспособного удержать в руках бразды правления. Когда дож был выбран, он представал перед народом со словами «Это ваш дож, если это вас устраивает». После этого он принимал присягу, в которой торжественно клялся действовать согласно законам и на благо государства.

Обязанности дожа

Власть дожа строго ограничивалась различного рода предписаниями. Будучи дожем, он не имел права появляться на публике в одиночку, не мог в одиночку встречаться с иностранными государями или посланниками, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. У дожа не могло быть собственности на территории других государств.

Обычно дожи управляли страной до самой смерти, хотя имелись случаи разжалования с поста. Доходы дожа на его посту были небольшими. После 1501 года была разработана процедура посмертного возмещения ущерба, нанесённого дожем в период правления, например в результате хищений.

Одна из церемониальных обязанностей дожа состояла в осуществлении церемонии обручения дожа с морем. Дож бросал кольцо в Адриатику с государственного корабля — галеры, которая носила название Бучинторо или Букентавр. Традиция появилась после 1000 года, в ознаменование завоевания Далмации 26-м дожем Пьетро Орсеоло II.

Головной убор дожа

Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.

Упразднение титула

Титул был упразднён Наполеоном в 1797 году. Венеция попала в зависимость от Австрии, многие формы правления присутствовали после этого, но к институту дожей Венеция больше не вернулась.

См. также

dic.academic.ru

Венецианские дожи

Венецианские дожи

20 Ноя 2013

Дожи Венеция, дожи, Италия Просмотров: 798

Светлейшая Республика Венеция (Республика Святого Марка; вен. Serenìsima Republica de Venesia, итал. Serenissima Repubblica di Venezia) — с конца VII века по 1797 год республика в Европе со столицей в городе Венеция. Располагалась в северо-восточной части территории современной Италии, имела колонии на территории государств, лежащих в Адриатике, бассейнах Эгейского, Мраморного и Чёрного морей.

В 466 году представители населения Венецианской лагуны собрались в Градо (близлежащий город) и договорились избрать совет двенадцати представителей от каждой из 12 групп островов, составлявших Венецию. С 1172 года основным правящим органом Венеции стал Большой совет.

Венецианский дож
697 г. — 1797 г.

вен. Doxe de Venexia, итал. Doge di Venezia

Венецианская республика в 1796 году

Дворец дожей

Головной убор дожа

Первая же значимая военная опасность (война с лангобардами) выявила необходимость централизованного управления островами лагуны. И тогда, в 697 году в Венеции был избран первый дож. Дож (итал. doge, от лат. dux — «вождь, предводитель) — титул главы государства в итальянских морских республиках — Венецианской, Генуэзской и Амальфийской.

Титул дожа существовал в Венецианской республике на протяжении более чем тысячи лет, с VIII по XVIII века. Первым дожем стал Пауло Лучио Анафесто. Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи.

С 1268 года существовала должность вице-дожа.

При обретении Венецией самостоятельности были попытки установить наследственную передачу должности и таким образом трансформировать республику в монархию. В дальнейшем власть дожа все больше ограничивалась и становилась номинальной, пока в 1797 году Наполеон не отменил выборы дожа.

Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции, как правило, пожизненно, и до 1032 года имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Доходы дожа на его посту были небольшими, а обязанности со временем становились всё более церемониальными.

После избрания дожа, он представлялся в Венеции в Дворце Дожей на площади Святого Марка. После XIII века власть дожей была ограничена, по сути, он находился под контролем других ведомств, которые в некоторой степени сбалансировали политическую власть. Дож был наделен экономической, гражданской и религиозной властью, что позволило воздвигнуть его фигуру похожей на папу или короля в некотором роде.

Всего в истории Венеции было 120 дожей.

Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции. После этого власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру. Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета.

На выборах 1229 года Комитет сорока был увеличен до сорока одного, то есть нечётного количества членов. С 1268 года и до конца существования титула действовала процедура выбора, включающего в себя одиннадцать голосований. Из тридцати членов Большого Совета выбиралось девять. Девять членов совета выбирали сорок человек, а из этих сорока выбиралось двенадцать человек, которые в свою очередь выбирали двадцать пять человек. Эти двадцать пять отсеивались до девяти человек, девять выбирали сорок пять избирателей. После этого сорок пять человек ещё раз уменьшались до группы из одиннадцати. И, наконец, одиннадцать человек выбирали сорок одного избирателя, которые выбирали дожа.

Подобный метод голосования был призван учесть интересы всех сторон, и не допустить на высшую должность в государстве ставленника какой-либо партии или клана, человека опасного или неспособного удержать в руках бразды правления. Когда дож был выбран, он представал перед народом со словами «Это ваш дож, если это вас устраивает». После этого он принимал присягу, в которой торжественно клялся действовать согласно законам и на благо государства.

Власть дожа строго ограничивалась различного рода предписаниями. Будучи дожем, он не имел права появляться на публике в одиночку, не мог в одиночку встречаться с иностранными государями или посланниками, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. У дожа не могло быть собственности на территории других государств.

Обычно дожи управляли страной до самой смерти, хотя имелись случаи разжалования с поста. Доходы дожа на его посту были небольшими. После 1501 года была разработана процедура посмертного возмещения ущерба, нанесённого дожем в период правления, например в результате хищений.

Одна из церемониальных обязанностей дожа состояла в осуществлении церемонии обручения дожа с морем. Дож бросал кольцо в Адриатику с государственного корабля — галеры, которая носила название Бучинторо или Букентавр. Традиция появилась после 1000 года, в ознаменование завоевания Далмации 26-м дожем

Пьетро Орсеоло II.

Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.

 

 

Последним дожем был Лодовико Манин

, который потерял свою власть во Франции 12 мая 1797 года. Венеция попала в зависимость от Австрии, многие формы правления присутствовали после этого, но к институту дожей Венеция больше не вернулась.

monarhs.info

Венецианский дож

С начала своего существования Венеция, которая тогда так еще и не называлась, была коммуной; ею управляли двенадцать трибунов, выбранных в 466 году на собрании в Градо. Каждый из них управлял отдельным островом, но все они подчинялись императору Восточной Римской империи. Войны с лангобардами наглядно показали необходимость объединения, и в 697 году (наряду с трибунами) жители островного города-государства избрали себе первого дожа — им стал Паололуццио Анафесто. Дожа избрали якобы для заключения мирного договора с королем лангобардов, но в науке эта версия считается легендарной.

Дожи Венеции

Сначала местом пребывания дожа была Гераклея, позднее его резиденция располагалась в Маламокко, а в 810 году дож Аньело Партичипацио перенес ее на остров Риальто. Для возведения города Аньело Партичипацио создал комиссию из трех человек: один отвечал за создание песчаных заслонов-волнорезов, благодаря которым в лагуне поддерживался определенный уровень воды; второй — за создание сложной системы каналов для осушения болот и подготовку суши для закладки свай и фундаментов; третий — непосредственно за строительство.

Дож, избиравшийся пожизненно, был живым символом Светлейшей республики, и в официальных документах его именовали Государем. Избрание дожа, его посвящение и венчание обставлялись пышными церемониями; во время вступления в должность он представал перед народом в сооруженной на помосте часовне, а затем вместе с главным комендантом Арсенала садился в паланкин, который специально отряженные для этого люди проносили вокруг площади Сан-Марко. В это время дож бросал в толпу новые, только что отчеканенные монеты со своим профилем.

Парадный наряд дожа отличался королевской роскошью и великолепием: длинный плащ из затканной золотом материи, поверх которого была наброшена горностаевая мантия с большими пуговицами по горловине; красные штаны и платье из тонкой ткани, черные туфли, украшенные золотом и пурпуром. Корона дожа, по описанию французского просветителя Шарля Монтескье, представляла собой «высокий колпак, украшенный крупными жемчужинами и столь же крупными драгоценными камнями». Корона была сделана из златотканой материи, и золото на ней лежало в два слоя.

Для посещения монастырей и соборов, а также для встреч с народом дож облачался в золотое или пурпурное (в зависимости от обстоятельств) одеяние, и у него был бархатный зонтик, расшитый золотом. Так, на Рождество он посещал церковь монахинь-августинок в золотом плаще; его сопровождали сенаторы в парадных одеждах из узорчатых тканей, отделанных мехом. По случаю победы над Падуей (1162) дож пришел в собор Сан-Марко в одеянии из бордового шелка, а окружавшие его сенаторы были в пунцовых одеждах.

По традиции дож везде появлялся во главе процессии, число участников которой менялось в зависимости от каждого конкретного случая. Если речь шла о похоронах, его сопровождали патриции в красных одеждах, капитул собора Сан-Марко, музыканты из Королевской капеллы, представители духовенства и т.д. В других случаях (например, в праздник св. Стефана), когда дож на больших, ярко освещенных гондолах отправлялся в собор Сан-Джорджо, свита его была не столь многочисленной: советники, «мудрецы», гражданские и уголовные судьи и некоторые другие.

Канцелярия дожа

С первых веков своей политической истории венецианцы придавали особое значение Канцелярии дожа, которая рассматривалась как «сердце Государства». На имя дожа направлялись все дипломатические послания, от его имени издавались законы, в Канцелярии оформлялись все дела Венецианской республики, поэтому она была средоточием всевозможных государственных тайн. В ней все записывалось, вносилось в реестры, регистрировалось и следовало по назначению далее. Без преувеличения можно утверждать, что благодаря четкой работе Канцелярии дожа механизм власти в Венеции работал на редкость устойчиво.

Секретари Канцелярии являлись самой влиятельной прослойкой венецианского чиновничества. Они были знатоками законов и различных сторон административной и хозяйствен ной деятельности; нередко им поручалась и цензура книг. Кроме того, они исполняли роль секретарей посольств, а также и самостоятельно участвовали в дипломатических делах. А дипломатия находилась в Венеции на очень высоком уровне, как и полагалось морской державе. Венецианские послы выполняли поручения во многих странах, откуда привозили отчеты о своей работе и особые реляции («relazioni»), подробно описывавшие географию страны, ее города и порты, вооруженные силы и торговлю, систему образования и архитектуру, а также специфические черты характера ее жителей. Например, в реляции, составленной Аннибалом Литоффи (венецианским послом в Англии), сообщалось, что англичане не имеют чувства юмора, много едят, любят комфорт, но в то же время они храбры и воинственны.

К 1166 году относится такое свидетельство о Канцелярии дожа: «Всякий раз, как приходится заниматься делами, предание о которых неизбежно дойдет до потомства, надлежит теснее сплетать узлы письмен — дабы по прошествии времени народившееся безразличие к тому, что было в прошлом, не внесло сомнения в предание о минувшем и не породило бы из мира раздор». Таким образом, прагматичные венецианцы не случайно начали рано думать об истории, чтобы быть правильно истолкованными в веках. В 1446 году при Канцелярии дожа была создана «Школа подготовки канцелярской элиты», ставшая первым в Венеции государственным учебным заведением.

Выборы дожа

Дожами обычно становились лица не моложе шестидесяти лет и только по воле избирателей. В присутствии советников новый дож присягал не превышать вверенных ему полномочий и разоблачать тех, кто станет подстрекать его на узурпацию власти. Родственники дожа не могли занимать управленческие должности ни в Венеции, ни, тем более, за границей. Членами Сената могли стать только сын и старший брат дожа (в крайнем случае, его племянник), да и те без права голоса. Дожам не дозволялось вступать в контакты с посланниками других государств; все свои письма и прошения они должны были передавать через Канцелярию, и дож даже не имел права распечатывать свою корреспонденцию, как и другие официальные письма, без присутствия советников. Не имел он права отправлять письма иностранным дипломатам, принимать и выслушивать в своих личных апартаментах легатов, нунциев, посланников и чиновников по особым поручениям.

Разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы дож обогатился, используя свое «служебное положение». Когда кандидат избирался дожем, предполагалось, что у него уже есть солидное состояние. Лодовико Манин (последний дож Венецианской республики) был избран буквально насильно, против собственной воли, и только по причине своего огромного состояния. Дож заносился в список чиновников, состоявших на жалованье у Республики, и ему еженедельно (в среду) выплачивали 100 цехинов, а в год его «зарплата» составляла 14 258 дукатов. Роскошные праздники по случаю избрания и вступления в должность, все балы, банкеты и фейерверки дож оплачивал из собственных средств. Он мог взять взаймы у государства определенную сумму на покрытие неотложных расходов, связанных с исполнением должности, однако после его смерти наследники обязаны были в недельный срок вернуть долг в общественную казну. В противном случае они лишались права занимать государственные должности.

С XI века в Венеции создается новая система государственного управления, и с этого времени власть дожа стала постепенно ограничиваться. Еще в 1032 году дожам запретили назначать себе соправителей. В XII веке ограничения дожа в правах становятся более многочисленными и касаются уже его функций по управлению государством, а с 1160 года — и по управлению заморскими колониями Венеции; в 1170-е годы была ограничена его власть над государственной казной. Постепенно дож лишился права назначать должностных лиц (даже низших категорий), исключение составляли только те, кто находился в его непосредственном ведении. Таким образом, в XII веке дож был только верховным военачальником и председателем различных коллегий. Хотя он и подписывал указы, но реальная власть и права его оказались строго ограничены.

Дворец дожей в Венеции

Даже Дворец дожей хоть и назывался так, однако не являлся их собственностью. Дворец считался общественным зданием, и дож, согласно особому постановлению, обязан был бесплатно селить в нем некоторое количество «бедных ремесленников». Эти дополнительные помещения находились на задворках Дворца, а само палаццо предназначалось прежде всего для работы правительства, поэтому среди одиннадцати комнат, отведенных лично дожу, большинство являлись приемными. Словом, облаченный в поистине царские одежды и являя собой образец государственных добродетелей, дож был всего лишь «государем без власти, государевой тенью», образцовым Отцом, а не Господином.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Венецианский дож и Адриатика — Блог Об Италии с Любовью — LiveJournal

Самым ярким, красочным, пышным и роскошным праздником в Светлейшей было «Обручение Венеции с морем». Это событие шумно праздновалось ежегодно, осенью, в день Вознесения Девы Марии. Началось все с 1000 года, когда дож Пьетро Орсеоло II именно в этот день отправился завоевывать Далмацию, которая вскоре вошла в состав Венецианской республики. С того момента решили проводить праздник благословения Адриатического моря. Сначала все было достаточно просто: нарядное духовенство садилось в задрапированную малиновой тканью лодку и направлялось к острову Лидо. Для обряда очищения они брали соль, воду и оливки. На пути к ним присоединялась парадная лодка дожа, и вся процессия плыла к острову, напевая гимны, молитвы и псалмы. Епископ читал молитву, прося простить грехи и умиротворить сердца, а в конце — разрешение даровать море, а путешествующим по нему – мир и спокойствие. Затем благословляли воду, снова пели псалмы и окропляли дожа и свиту. В окончании процессии, служили мессу в Сан-Николо, а потом возвращались на берег. Но Венеция не была бы Венецией, если бы со временем не сделала этот праздник широким и роскошным, и не дала ему новое звучание.



Теперь действие называлось «обручение» и было связано с событиями 1177 года. Венеция послужила посредником в споре святого престола с Империей, где с одной стороны был папа Александр III, а с другой – Фридрих Барбаросса. В качестве благодарности папа вручил дожу знамена со львом Святого Марка и перстень, как залог владычества над морем, заявив, что «море твое по праву завоевателя, и я закрепляю твою власть над ним, как право мужа на жену».

Bucentaure jour de l Ascension (CANALETTO 1745)

Фридрих в свою очередь, гарантировал купцам Венеции защиту от берегового права. Таким образом, море севернее Анконы стало безусловной сферой влияния Светлейшей, и находилось целиком в ее распоряжении, а это, как вы понимаете, надо было отметить. И лучше всего для этого подходил день Вознесения Богоматери. Город сверкал, жители надевали лучшие наряды, демонстрировались богатства и сокровища – Венеция блистала шелком, бархатом, золотом и раскрывалась во всей красе.

Bucentaure jour de l Ascension (CANALETTO 1745)

Дож выходил из дворца и с пышной процессией устремлялся к набережной, где его ждало легендарное судно – «Буцентавр», от которого, к сожалению, остались лишь осколки. Дож восседал на золотом троне, лодка брала курс на Лидо, за ними же следовали тысячи гондол и плавучих средств, украшенных тканями и знаменами. Гребцами на «Буцентавре» могли быть только юноши из очень богатых семей, ибо честь сопровождать дожа была огромной.

Bucentaure jour de l Ascension (CANALETTO 1745)

Палили пушки, звенели колокола, народ веселился, а дож-жених со свитой, чиновниками, иностранными гостями и просто важными персонами направлялся к своей невесте – Адриатике. На Лидо их встречал епископ с очищенными каштанами, красным вином и букетом роз (подарок невесте???). Начинался обряд венчания Венеции с морем — благословлялся золотой перстень, который дож бросал в синие воды со словами: «Мы на тебе женимся в знак истинной и вечной власти, которую над тобой имеем». Дальше – все по накатанной – месса в Сан-Николо, возвращение на берег и торжественный обед во Дворце дожей.

Bucentaure jour de l Ascension (CANALETTO 1745)

Народ тоже не скучал: организовывались ярмарки, угощения и веселье. В эти дни в Венеции было огромное скопление восточных и западных товаров, стоял запах пряностей, сладостей и моря. Вакханалия длилась восемь дней и тянула к себе жителей всех окрестных городов. Католическая церковь проявила смекалку и дабы привлечь пирующих в свои храмы, раздавала всем посетителям индульгенции. Светлейшая гуляла, пила, веселилась и отпускала грехи.

Bucentaure jour de l Ascension (CANALETTO 1745)

Одни церемонией восхищались, другие иронично усмехались, но все были едины во мнении, что ничто Венеция не отмечала столь шикарно, как этот важный обряд. Позже он потеряет религиозную торжественность, «Буцентавр» уничтожат французы, Светлейшая падет, а дожи не будут иметь никакой власти. Но память об обручении останется навсегда, а где-то в пучине Адриатики навечно будут сокрыты многочисленные обручальные кольца дожей, навсегда связавшие Венецию и море.
Источник: Н.Ионина «Венеция», картины — Каналетто и Гварди из google.

tesoro82.livejournal.com

многовековая история и малоизвестные факты

Дворец дожей, или Палаццо Дукале, в Италии в городе Венеция на площади Святого Марка – удивительное сооружение. Резиденция правителей, здание парламента, место тайных дел инквизиции и заключения преступников. Сооружение удивляет точеными колоннадами, готическими арками, зубчатыми стенами и смотрится изысканно и утонченно в городе на воде.

Как все начиналось

Строительство резиденции главы Венецианской республики (дожа) началось в 810 году. Первое дворцовое здание выглядело как суровый замок, окруженный водой, со смотровыми башнями и оборонительными рвами.

Дворец дожей строился и украшался шесть веков, изменяясь за это время. С развитием и укреплением республики крепостные башни и стены снесли, засыпав рвы. Резиденция дважды полыхала в огне, и каждый раз здание восстанавливали. В третий раз дворец возродился в 1419 году, превратившись в изысканное здание, полное роскоши.

Архитектурные особенности

У здания особенный вид. Мастера Пьетро Базейо, Филиппо Календарио создали дворец в изящном готическом стиле с византийской пышностью, соединив различные архитектурные направления. При взгляде на эклектичную архитектуру вначале кажется нелогичным то, что массивная часть стоит на легких ажурных арках: дворец напоминает перевернутое судно.

Массивное здание на воздушных арках

Наружные стены трехэтажного здания построены П-образно. Дворец возвели из красного кирпича и отделали белым, розовым, серым мрамором, выложенным геометрическим узором. Детали архитектурного комплекса гармонично сочетаются друг с другом.

Особенности фасада

Фасад включает три уровня:

  • Первый – крытый коридор с остроконечными арками.
  • Второй – открытый балкон с балюстрадой.
  • Третий – каменная стена с большими ассиметричными арочными окнами неодинаковой высоты.

В основании 36 колонн, которые держат на себе здание и образуют сквозной проход. Нижняя часть выстроена, как портик. По трем углам – массивные колонны, поддерживающие мощную конструкцию и одновременно символизирующие могущество Венецианской республики. Открытая галерея первого этажа – место, где приятно отдохнуть, укрывшись от палящего солнца.

На площади Сан-Марко казнили преступников. 9-я и 10-я колонны в колоннаде здания красного цвета, и это не случайно. Здесь стоял глашатай, объявляя приговоры, а правитель наблюдал за тем, как приговоры исполняются.

Верхнюю часть второго яруса поддерживают тонкие вытянутые колонны, расположенные в два ряда. Стрельчатые арки, выполненные в готическом стиле, декорированы изящным узором из мрамора, что делает строение воздушным.

Зубчатый карниз, богато оформленные капители колонн и стен, украшенные изображением общественных деятелей, мудрецов и ученых, символизируют величие резиденции.

Фасад

На центральной части фасада – балконы, обрамленные вытянутыми и заостренными башенками. Над одним – статуя Правосудия, второй венчает скульптура, олицетворяющая Венецию. На балконы выходил дож для встречи с народом.

В наружном оформлении дворца – барельефы и скульптуры с изображением львов и книг, это символы города на воде, атрибуты святого Марка, покровителя Венеции. В пасти хищников, распахнутых в оскале, жители Венеции бросали письма-доносы для тайной канцелярии.

Назначение дворца дожей

Тысячелетие дворец служил резиденцией дожа и государственным учреждением Венеции, оставаясь центром политической жизни до конца XVIII века. Во дворце заседали Большой совет и Сенат, Верховный суд и тайная полиция.

Внутренний двор

Конторы юристов и канцелярия, службы цензоров и морское ведомство без устали трудились в резиденции дожа. Книгохранилище и оружейная палата, залы суда и тюремные камеры нашли свое место во дворце.

Дворцовые интерьеры

Вход во дворец назван «Бумажная дверь», потому что здесь трудились писари, помогающие венецианцам оформлять деловые бумаги. Перед взором посетителя предстает мраморное кружево на двери лазурного цвета, отточенное с ювелирной точностью и изяществом. Декор дополняют ниши с позолоченными статуями крылатых львов и аллегорическим изображением добродетелей.

Во внутренний двор ведет длинная колоннада. Вход украшен башенками, фронтонами, скульптурной аркой, часами на фасаде. Мимо двух бронзовых бассейнов внутреннего двора лестница Гигантов с огромными статуями Нептуна и Марса приводит внутрь дворца. В торжественных случаях чудо-лестница превращалась в трон, на котором короновали нового правителя.

Элемент потолка

Во внутренние апартаменты вела Золотая лестница, по которой проходили высокопоставленные лица. Имена избранных записывали в Золотую книгу. Служители проверяли, записано ли имя гостя в книге, только потом пропускали.

Залы дворца

Зал Большого совета площадью 1400 квадратных метра и высотой 15 метров занимает отдельное крыло дворца. Потолок держится только на внешних стенах, других опор нет. Помещение украшали знаменитые мастера.

На стенах зала – портреты 66 венецианских дожей, один закрашен черным цветом. Это Мариино Фальеро, казненный за попытку государственного переворота. Стены украшает гигантское полотно работы Тинторенто «Рай» (7 / 22 метра) – самая большая в мире написанная маслом картина.

Утром правительство собирается в Зале коллегии, в котором резной позолоченный потолок обрамляют аллегорические полотна художника Паоло Веронезе. Над трибуной – роскошное полотно «Венеция на троне». В зале проводились заседания по управлению республикой и принимали послов иностранных государств.

Зал Большого совета

Пурпурная приемная – место, где послы ожидали выхода правителя. Именитые гости приезжали сюда в пурпурных накидках, за что зал и получил название.

Великолепием убранства поражает Зал выборов. Потолок и стены богаты композициями сцен победоносных сражений. В честь дожа Франческо Морозини в конце XVII века по решению Сената в зале возведена триумфальная арка, придающая помещению торжественность и монументальность.

Северное крыло занимают личные покои дожей из 10 комнат. Здесь роскошные потолки и богатые камины, стены украшают коллекции картин Тициана и Беллини.

Элемент декора

Секретные помещения

Тайная жизнь и государственные дела вершились в секретных комнатах.

Зал Совета Десяти – место заседания трибунала, выносящего приговоры преступникам, томящимся в тюрьмах дворца. Зал украшен живописными композициями, которые показывают мощь Венецианской республики и силу судебных органов. На потолке красуется изображение Юпитера, побеждающего человеческие пороки.

Две тюрьмы и пыточный зал, эшафот и зал компаса, где осужденные ждали приговора, – секретные помещения.

Тюрьма

Первая тюрьма – на чердаке здания, свинцовая крыша которого нагревалась в полуденный зной. В маленьких камерах становилось невыносимо жарко летом и также невыносимо холодно зимой. Пытки для заключенных аристократического происхождения запрещались, поэтому их содержали в камерах, потолки которых покрыты отравляющим свинцом: медленная невидимая пытка свершалась.

Вторая тюрьма – в подземелье с камерами в форме колодцев с зарешеченными слуховыми окнами. Здесь холод соперничал с промозглостью и сыростью, так что заключенные жили по колено в холодной воде. Положение усугублялось тем, что несчастных регулярно подвергали пыткам.

В верхней тюрьме отбывали срок Джордано Бруно и Джакомо Казанова, любимец женщин, которому удалось бежать. Этот побег оказался первым и последним в истории дворцовой тюрьмы. Никто из заключенных повторить побег Казановы не сумел.

Мост вздохов

Соединял дворец со зданием тюрьмы Мост вздохов. По узкому мосту вели в тюрьму заключенных, которые могли последний раз взглянуть на город.

Современный Дворец Дожей – художественный музей, который предоставляет возможность узнать о культурной жизни и истории Венецианской республики, сыгравшей важную роль в судьбе современной Италии.

Видео: прогулка по внутреннему двору и залам

Мост вздохов Загрузка…

Ещё интересные сооружения

architectureguru.ru

Дож Венеции — Портал путешествий | Путеводители

Дож Венеции – это формальный глава Венецианской республики (Италия). Скорее всего слов “дож” переводится как предводитель или глава. Первый дож Венеции – Паоло Лучио Анафесто — был избран в 697 году, а последний сложил свои полномочия в 1797 году, когда в Венецию вошли солдаты армии Наполеона.

Паоло Лучио Анафесто

К тому времени венецианские дожи (а также римские папы) являлись самыми древними чиновниками в мире. Самое интересное, что институт власти дожа в Венеции практически не претерпел изменений со времен своего основания, и его роль в государстве очень напоминает роль консулов в Риме.

Нельзя сказать, что жизнь Дожа Венеции была просто и безоблачна. Многие из них были убиты в следствии заговоров или восстаний, а двоих даже казнили за превышение их полномочий. Т.е. должность дожа была небезопасной. Правда все несчастья с дожами происходили до 1423 года; после чего все властители Венеции мирно умирали в своей постели.

Средневековая Венеция

Права и обязанности дожа

Венеция все же в отличие от античного Рима осталась республикой. Поэтому как не старались дожи усилить свою власть особенных успехом на этом поприще они не достигли. Мало того, Дож Венеции по сути оставался пленником в своем доме. Этот человек, который по своему статусу был на одном уровне с королями Европы, по факту даже не имел право на свою собственную переписку. Видно венецианцы учли опыт республиканского Рима и за своими дожами старались следить тщательно.

Дворец Дожей в Венеции

Даже больше. Начиная с 1275 года дожу в Венеции даже запретили иметь собственность вне Венеции, а его детям было запрещено вступать в брак с иностранцами. Жена дожа не должна была заниматься коммерцией, а также ей запрещалось принимать подарки от иностранных купцов. Перед своим вступлением в должность дож приносил специальную присягу и эти ограничения вступали в силу.

В 15 веке совет Венецианской республики запретил дожу оставаться наедине с иностранными послами. Причем во время приемах он мог произносить лишь только определенный набор фраз. Даже личные увлечение ограничивались с момента вступления дожа в свою должность. Так например дожу Антонио Гримани, который был страстным охотником, было разрешено охотиться лишь четыре раза в год.

Портрет дожа Леонардо Лоредано работы Беллини

Повсюду дож был окружен шпионами венецианского совета. После смерти дожа совет избирал так называемый магистрат который должен был оценить деяния дожа. Этот же магистрат должен был придумать правила поведения для нового дожа, если видел, что действия предыдущего дожа были подозрительными.

Зал совета Десяти на картине

На самом деле Венецией правил так называемый Совет Десяти. Конечно был еще и Большой Совет, этакий парламент Венецианской республики. В этот совет попадал автоматически каждый аристократ Венеции как только он достигал 21 года. Однако реальная власть была в руках Совета Десяти, куда избирались на год. Интересно, что плату члены Совета Десяти не получали.

И все же дож Венеции не был фигурой номинальной. Во многих вопросах его слово было решающим, однако за свою власть Дож Венеции платил своей свободой.

Венецианский Дож и Совет Десяти

Венеция на карте

travels.co.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *