Прилуцкий монастырь – Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь города Вологды

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь города Вологды

Расписание богослужений

02 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:00 Полунощница

07:40 3-й, 6-й часы. Исповедь. Божественная литургия. Молебен прп. Димитрию Прилуцкому

16:45 9-й час

17:00 Вечерня. Утреня. 1-й час

03 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:00 Полунощница

07:40 3-й, 6-й часы. Исповедь. Божественная литургия. Молебен прп. Димитрию Прилуцкому

Всенощное бдение

19:30 Исповедь

04 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

08:00 Исповедь

09:00 Божественная литургия

16:45 9-й час

17:00 Вечерня. Утреня. 1-й час

05 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:00 Полунощница

07:40 3-й, 6-й часы. Исповедь. Божественная литургия. Молебен прп. Димитрию Прилуцкому

16:45 9-й час

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем. 1-й час

06 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:00 Полунощница

07:40 3-й, 6-й часы. Исповедь. Божественная литургия. Молебен перед иконой Божией Матери «Скоропослушница»

16:45 9-й час

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем. 1-й час

07 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:00 Полунощница

07:40 3-й, 6-й часы. Исповедь. Божественная литургия

09:00 Панихида

10:00 Соборование

17:00 Всенощное бдение

19:30 Исповедь

08 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:30 Водосвятный молебен

08:00 Исповедь

09:00 Божественная литургия

16:45 9-й час

17:00 Вечерня. Утреня. 1-й час

Православный календарь

spas-priluki.ru

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь города Вологды

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные келлии для иноков. Крестьяне, владевшие этими землями, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг, с радостью отдали оное Преподобному».

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей                        Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. 

 

Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы.

Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям.

 

 

 

 

Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее.

 

 

 

 

 

 

Спасский собор

 Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор.

Спасский собор возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654–1672 годами.

 

Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска.

Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивных апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посредине.

В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы.

В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.

В 1811-1813 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаиле Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид.

В нижнем этаже собора помещались гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских: Иоанна и Димитрия, сосланных Иоанном III на заточение в Вологду. Иоанн принял в монастыре постриг с именем Игнатий. Гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких восстановлены – это святыни монастыря, благоговейно почитаемые братией и паломниками.

В верхнем храме в начале XX века было три престола: Всемилостивого Спаса и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста – в средней части; Преображения Господня – в пристроенной южной паперти; Благоверного великого князя Александра Невского – в северной паперти.

В нижнем храме, было, пять престолов: Преподобного Димитрия и благоверного князя Игнатия; Преподобного Сергия Радонежского чудотворца; Сретения Господня; Богоявления Господня; Успения святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

 

Колокольня

Колокольня была построена одновременно с собором в 1537–1542 годах. Примыкала она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов, и вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Угличских, отлиты в 1736–1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмерике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы.

Помещения мощного нижнего четверика были отданы под келлии и церковь. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главкой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей.

Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Церковь одноглавая, двухэтажная, с примыкающей к ней трапезой. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует. В 1876 году в трапезе этой церкви был встроен придел во имя святой великомученицы Варвары.

Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов кокошников и декором она созвучна Спасскому собору и надвратной Вознесенской церкви. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика придают церкви более нарядный облик.

 

Надвратная церковь Вознесения Господня

Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними и часть каменной стены были построены вскоре после возведения собора Всемилостивого Спаса. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя Феодора Стратилата, а в 1844 году переименована во имя Вознесения Господня.

По монастырским описям XVII века значится, что подле надвратной церкви была приделана каменная часовня с четырьмя окнами, в которых висели колокола. На часовне были установлены часы колесные, с боем. Возможно, что их перенесли с соборной колокольни.

В 1729–1730 годах эта часовня была переделана в небольшую шатровую колокольню. Сохранился четверик с четырьмя окнами, на него был надстроен восьмерик звона с шатром. В 1914 году на шатровой колокольне висел один вестовой колокол весом 52 пуда, отлитый мастером Чартышниковым из старой колокольной меди в 1876 году.

Убранство здания состоит в основном из поясков, арочек, нишек, поребрика и бегунца на стенах и барабане. Подобный декор, в котором прослеживается новгородское и московское влияние, характерен для многих северных каменных храмов XV–XVI веков. Стены церкви расчленены на два прясла одной лопаткой, что является не просто декоративным приемом, но отражает внутреннюю конструкцию храма. Здесь мы встречаемся с двустолпием, характерным в основном для северной архитектуры.

 

Церковь Всех святых

Церковь Всех святых называлась «больничною», потому что она ранее примыкала к больничному корпусу. Одноэтажная, одноглавая, двухсветная. Построена в 1731 году и освящена во имя Трех Святителей. Позднее, в 1781 году, переименована во имя Всех святых.

 

 

 

 

 

Екатерининская церковь

В десяти метрах к востоку от Введенской церкви стоит небольшая каменная церковь во имя вмц. Екатерины и св. равноапостольного великого князя Владимира. Построена она в 1830 году усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами его родственников, погребенных в этом месте.

 

 

 

 

 

Успенская церковь

На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины XVI века. Она перевезена из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. Церковь – один из древнейших памятников деревянного зодчества на русском Севере. В ее архитектуре сильно подчеркнуто динамичное устремление всех форм ввысь. Над крестообразным в плане объемом в центре возвышается больших размеров восьмерик, который имеет расширение в верхней части, именуемой «повалом». Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой. Боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха (отдельных деревянных дощечек), покрывающего шатер и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатистым коричневым тоном бревен. Все формы церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо цельный и пропорциональный объем.

 

 

 

Хозяйственные постройки

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив.

В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян.

В 1645 году в Спасо-Прилуцком монастыре взамен сожженных литовцами деревянных келлий с трапезной был построен одноэтажный каменный корпус монашеских келлий с братской трапезной. Для постройки келлий были приглашены мастера-каменщики из Спасо-Ярославского монастыря: Иван Сергеев сын, по прозвищу Сено, и Тит Иванов сын, по прозвищу Балаш. Позже в Прилуцкой слободе из подручных монастырских людей вышли каменщики-мастера, и у многих жителей Прилук специальность каменщика стала родовой, переходящей из поколения в поколение.

 

Древненастоятельские келлии – это каменное здание в два этажа, перекрытое кирпичными сводами. На втором этаже находились настоятельские жилые палаты, на первом – погреба. Северный фасад настоятельских покоев обращен к выходу в собор. Жилые настоятельские келлии соединяются с церковью Введения крытым переходом.

 

 

 

 

В 1718 году западнее Надвратной церкви построено каменное здание сушила, которое вскоре было перестроено в двухэтажный корпус зимних настоятельских келлий, а позднее – под гостиницу для приезжающих.В 1720 году восточнее Надвратной церкви достроен двухэтажный каменный келарский корпус, в котором позднее были устроены монастырские кладовые.

 

 

 

 

Вдоль северной стены тянется жилой братский корпус, завершенный с востока церковью Всех святых. Он строился в XVII–XVIII веках, фасад был оформлен в 1790 году. В нем находятся монашеские келлии.

 

 

 

 

 

 

Стены и башни

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь окружала с трех сторон деревянная ограда. Каменными были только главные ворота с Надвратной церковью и часть стены, примыкающей к ним. Это и послужило одной из причин разорения монастыря в 1612–1619 годах.

В 1656 году Спасо-Прилуцкий монастырь закончил постройку каменных стен и башен. Возведены они были по всем правилам строительства крепости середины XVII века. В плане крепостные стены монастыря имеют конфигурацию неправильного четырехугольника, на углах которого сооружены шестнадцатигранные башни, соединенные между собой высокими крепостными стенами. Северная стена с главными каменными воротами и Надвратной церковью, как уже было сказано, возведена раньше, в XVI веке. На западной – построена прямоугольная Водяная башня с воротами к реке Вологде. В южной стене устроены третьи, малые ворота, которые сейчас заложены кирпичной кладкой.

 Угловые башни выдвинуты из плоскости стен и приспособлены к круговой обороне. В наружной стене башен поярусно устроены бойницы с машикулями (навесными бо

йницами). Внутри угловых башен посредине проходят каменные столбы, которые являются одновременно опорами стропил шатра, межъярусными связями и основанием для смотровых вышек. Балки перекрытий заделаны радиально одним концом в столб, другим – в наружную стену башни. По балкам был настлан деревянный пол, между ярусами устроены деревянные лестницы.

В северной и южной угловых башнях в каменных столбах были устроены поярусно внутренние помещения, так называемые «каменные мешки». В башнях хранились пушки, ядра; порох. Пушек было 30, ядер – более 150, 22 фунта пуль и дроби.

Стены имеют устройства для ведения нижнего и верхнего боев. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стены устроена площадка верхнего боя. Эта площадка служит ходом вокруг всех стен. Стена и круговой ход имеют общее деревянное или железное покрытие. Длина стен – 830 метров, высота – 7,5 метра, толщина – 2 метра. Со стороны реки Вологды перед западной стеной устроен земляной вал.

 

В монастыре находится могила известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855).

 

 

 

 

 

 

Современность 

1918 год начался в монастыре обыском и описью имущества; часть зданий были заняты красноармейцами и складами. Однако еще нескольких лет после этого в Спасском соборе совершались богослужения, действовала часовня в селе Прилуки. Чтобы избежать осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон, настоятель организовал при монастыре церковную общину из местных жителей. В 1919 году началось изъятие из монастырских храмов церковной утвари и убранства икон для сдачи в Госфонд, в помощь голодающим Поволжья, продолжавшееся до 1923 года. В один из дней вывезли более двух пудов серебра. Вскоре уездный исполком принимает решение о выселении из монастыря архимандрита Нифонта (Курсина), семи монахов и восьми послушников. Начавшееся закрытие монастыря вызвало протест прихожан, некоторые из них были арестованы и заключены в тюрьму. В августе 1924 года монастырь был закрыт, договор с общиной расторгнут, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное – различным учреждениям. С середины 20-х гг. ХХ века все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола, в 1927–1928 годах, был устроен кино-клуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.

За годы гонений на Православную Церковь не угасла вера вологжан в помощь преподобного Димитрия Прилуцкого. Предваряя открытие монастыря, жители Вологды 16 июня 1990 года, в день праздника Сретения иконы святого Димитрия, совершили Крестный ход по городу до Лазаревского кладбищенского храма – первый после долгого перерыва. Уже в августе 1990 года были переданы церковной общине надвратная Вознесенская церковь, в 1991 году открыт мужской епархиальный монастырь. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, Русской Православной Церкви возвращен весь монастырь. В 1992 году отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого.

В последнее десятилетие ХХ века молитвами преподобного Димитрия Прилуцкого после проведенных ремонтов обитель начала благоукрашаться. В храмах устроены иконостасы, освящены надвратная церковь в честь Вознесения Господня, придел в честь преподобного Сергия Радонежского в нижнем храме, верхний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На древних постройках монастыря и крепостных стенах и башнях сделали медные и железные кровли.

В обители сохраняются многовековые традиции монастырских церковных служб: ежедневно совершается полный круг. С 1992 года в обители 24 февраля совершается празднование памяти преподобного Димитрия Прилуцкого и 1 июня – благоверного князя Иоанна Андреевича Угличского, в монашестве Игнатия Прилуцкого.

В обители располагаются ставленническое отделение Вологодской Духовной Семинарии, подготавливающее будущих священнослужителей Вологодской епархии. Ежегодно в стенах обители проходят Димитриевские образовательные чтения, которые собирают духовенство и работников просвещения для обсуждения возникающих в этой сфере проблем.

Милостью Божией архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря полностью сохранился. В 1950–1990 годах были проведены реставрационные работы, и обитель вновь обрела внешнее благообразие и известность одного из красивейших монастырских ансамблей Русского Севера. Мощные стены длиною около 950 метров с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3 гектаров, на которой расположены храмы, а также жилые и хозяйственнее здания, возведенные в XVII–XVIII веках. Центр обители – собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, построенный в 1537–1542 годах по благословению митрополита Московского Даниила на месте деревянной церкви. Монументальный пятиглавый собор с тремя апсидами, на высокой подклети с трех сторон окружен закрытыми двухэтажными папертями.

В 1642 году в подклети собора был устроен храм во имя святого основателя монастыря, в котором пребывают главные святыни монастыря – под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина. Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» – список чудотворного афонского образа, который был создан иконописцами на Святой Горе и привезен в обитель в 1910 году. Каждую пятницу перед этой иконой братия совершает молебен Пресвятой Богородице.

В верхнем этаже (до устройства церкви в подклети) в алтарных апсидах находились, кроме главного, храмы во имя преподобного Димитрия Прилуцкого и св. апостола Иоанна Богослова, с 1782 года – Преображения Господа Иисуса Христа; в XVIII–XIX веках имелись храмы в папертях – св. благоверного князя Александра Невского и мучеников Платона и Романа. Древнее убранство собора погибло при пожаре 1811 года, а созданные после ремонта ампирный иконостас и стенная роспись XIX века – после закрытия монастыря. Высокое крыльцо и ризничная палатка, примыкающая к собору с северо-восточной стороны, дошли до нас в перестроенном виде. Близ алтаря собора находится колодец, по преданию ископанный преподобным Димитрием с часовней над ним. Из него берут воду для водосвятных молебнов, которую как цельбоносную святыню увозят прихожане и паломники.

Большая монастырская колокольня, стоящая на соборной площади, построена в середине XVII века. После разборки шатрового завершения она была надстроена и увенчана луковичной главкой (1720-е годы). При этом была утрачена большая часть первой соборной колокольни, примыкающей к северо-западному углу паперти. На обеих колокольнях под ярусами звона прежде были устроены церкви – во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и св. Алексия, человека Божия.

На юго-западной стороне соборной площади расположен трапезный комплекс, состоящий из нескольких зданий на высоких подклетях. К одностолпной трапезной палате примыкает небольшая трапезная церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, келарские келлии и так называемая Белая палата (1675 г.). В подклетях располагались хозяйственные монастырские службы (хлебная, стороженная) и погреба. Трапезная палата соединена со Спасским собором каменным двухэтажным переходом.

Церковь св. великомученика Феодора Стратилата построена мастером Тимофеем над главным входом в монастырь – Святыми вратами (1588–1590). Она имеет необычную двухстолпную конструкцию; завершение надвратного, как и трапезного храма, ярусами килевидных кокошников и орнаментальные пояса повторяют мотивы архитектуры собора Всемилостивого Спаса. После пожара 1815 года и реставрации 1990-х годов надвратная церковь освящена в честь Вознесения Господня. Колокольня ее с шатровым завершением переделана в 1729–1730 годах из часовни, на которой имелись колесные часы и колокола (конец XVII в.).

На северной стороне от собора Всемилостивого Спаса находится так называемая больничная церковь, которая замыкает с востока двухэтажное здание братско-настоятельских келлий. Она была сооружена на месте больничных келлий в 1721 году и освящена в честь святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова; в конце XIX века перестроена и освящена в честь Всех Святых.

Деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (I половина XVI в.) перевезенная в 1962 г. из Свято-Успенского Александро-Куштского монастыря, сохраняется в Спасо-Прилуцком монастыре как один из самых древних памятников шатровой архитектуры Вологодского края.

Рассказывая о прошлом и настоящем Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря, вспомним слова Святейшего Патриарха Алексия II: «Мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием исцеляют душу народа. Дай Бог, чтобы возрождались святые обители по всему лицу земли нашей, ведь «молитвами иноков Господь содержит мир сей».

 

 

 

spas-priluki.ru

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь города Вологды

Святыни Спасо-Прилуцкого монастыря

 

 

Мощи  прп. Димитрия Прилуцкого

 

 

 

 

 

 

Мощи прп. Игнатия Прилуцкого 

 

 

 

 

 

 

Мощи св. благоверного князя Димитрия Угличского

 

 

 

 

 

 

 

Икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная афонскими мастерами монастыря Дохиар в 1889 году с чудотворного образа X века. 

 

 

 

 

 

 

 

Икона Божией Матери «Страстная», написанная в 2004 году иконописцем афонского монастыря Кутлумуш иеромонахом Филофеем с чудотворного образа, который хранится в этом монастыре. 

 

   

 

Аналой с мощевиком, в котором находятся великие христианские святыни: частица Ризы Господней; частицы мощей апостолов Марка и Варнавы, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Милостивого, первомученика архидиакона Стефана, равноапостольного царя Константина, 40-ка Севастийских мучеников, преподобного Иоанна Дамаскина и еще 7-ми неизвестных святых.  

 

spas-priluki.ru

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь города Вологды

Расписание богослужений

02 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:00 Полунощница

07:40 3-й, 6-й часы. Исповедь. Божественная литургия. Молебен прп. Димитрию Прилуцкому

16:45 9-й час

17:00 Вечерня. Утреня. 1-й час

03 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:00 Полунощница

07:40 3-й, 6-й часы. Исповедь. Божественная литургия. Молебен прп. Димитрию Прилуцкому

Всенощное бдение

19:30 Исповедь

04 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

08:00 Исповедь

09:00 Божественная литургия

16:45 9-й час

17:00 Вечерня. Утреня. 1-й час

05 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:00 Полунощница

07:40 3-й, 6-й часы. Исповедь. Божественная литургия. Молебен прп. Димитрию Прилуцкому

16:45 9-й час

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем. 1-й час

06 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:00 Полунощница

07:40 3-й, 6-й часы. Исповедь. Божественная литургия. Молебен перед иконой Божией Матери «Скоропослушница»

16:45 9-й час

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем. 1-й час

07 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:00 Полунощница

07:40 3-й, 6-й часы. Исповедь. Божественная литургия

09:00 Панихида

10:00 Соборование

17:00 Всенощное бдение

19:30 Исповедь

08 декабря 2019

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

07:30 Водосвятный молебен

08:00 Исповедь

09:00 Божественная литургия

16:45 9-й час

17:00 Вечерня. Утреня. 1-й час

Православный календарь

spas-priluki.ru

Спасо-Прилуцкий монастырь — Википедия

 памятник архитектуры (федеральный)

Спа́со-Прилу́цкий Димитриев монасты́рь — православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Был закрыт Советской властью в 1926 году, в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма. В 1992 году полностью возвращён церкви, с тех пор — вновь действующий мужской монастырь[1]. В 1993 году в составе села Прилуки вошёл в черту города Вологды.

Является комплексом памятников архитектуры XVI—XVIII веков[2], среди которых пятиглавый Спасский собор (1537—1542 годы) и Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основателя святого Димитрия Прилуцкого, из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия.

История

Основание

Монастырь основан в 1371 году Димитрием, игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ближайшим последователем и духовным другом преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.

Согласно житию Димитрия, бежав от «славословия и восхваления», он покинул Переславль, взяв с собой своего ученика Пахомия[3]. Димитрий и Пахомий двинулись на Север, в сторону «Холодного моря», и остановились недалеко от Вологды, близ селения Авнега у реки Ле́жи, где поставили церковь Воскресения[3][4]. Однако местным жителям приход старца пришёлся не по нраву: «Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и сёлами нашими…», и Димитрий с Пахомием были вынуждены двинуться дальше. Достигнув Вологды, Димитрий «увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря»[3]. Димитрий и Пахомий выбрали место для постройки монастыря в излучине реки Вологды:

Тамошние христолюбивые жители — муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг — подарили ему по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. Ради любви к нему и ради благословения пренебрегли они даже засеянным полем с уже взошедшими озимыми, позволив вытоптать ниву, чтобы поставить церковь Божию. На месте, которое благословил святой, был установлен крест, который и доныне хранится в монастыре.

— Житие преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца[3].

Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей.

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов.

Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. Многие из учеников перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введён общежительный устав[5]. Преподобный Димитрий скончался 11 (24) февраля ок. 1406 года[6] и был погребён в деревянном Спасском соборе, у южной стены рядом с правым клиросом[1]. Перед своей смертью, которую он предсказал, Димитрий благословил «игуменом быть моему брату и сыну духовному Пахомию»[3].

После преставления преподобного Димитрия ему приписывается множество чудес — в основном, изгнание бесов, а также несколько чудес, когда святой являлся, чтобы помочь монастырю или городу Вологде. Среди этих свидетельств покровительства и заступничества святого[3]:

  • «чудо о болезни корчете», когда от судорог, которые распространились, как эпидемия, в Вологде, люди спаслись, приходя к гробу святого;
  • «чудо о вятчанах», когда разграбившие Вологду и монастырь вятичи были наказаны, сгинув в дремучих топях Заволочья, а воин, поругавший святыни собора и сорвавший пелену с раки святого, был поражён неведомой силою и погиб;
  • «чудо о белоризцах», когда святой Димитрий в компании одетых в белое мужей явился, чтобы укрепить городские стены и тем спасти Вологду от войска Дмитрия Шемяки;
  • «чудо о церкви святого», когда святой явился, чтобы помочь в постройке новой (третьей по счёту) Спасской церкви над местом собственного погребения.
Акафист преподобному Димитрию,
игумену Вологодской Прилуцкой обители,
чудотворцу (фрагмент)

Кондак 8
Странник и пришлец был еси во граде Вологде,
преподобне отче наш Димитрие,
ныне же присный предстатель и заступник его,
видев бо сей град, церквами святыми благоукрашенный,
возлюбил еси его, и по умолению жителей его на Прилуцех
в предградии место уединенное обрет, на нем вселился еси,
и честный крест рукама своима соделав, водрузил еси,
начало обители Спасовой полагая
и присно воспевая распеншемуся на кресте
Царю славы Христу: Аллилуиа[7].

XV — начало XVII века

Монастырь находился под покровительством московских великих князей — Василия Тёмного, его сына Андрея Меньшого, удельного князя Вологодского, и брата последнего, великого князя Ивана III, которые устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века.

Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался здесь в оковах в 1523 году под именем Игнатия (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом[8]. Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув её 3 июня 1503 года монастырю.

В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.

Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.

Конец XVII — начало XX века

Спасо-Прилуцкий монастырь, восстановленный после пожара, и село Коровничье (совр. Прилуки, справа) на гравюре 1830-х гг. Слева на заднем плане — церковь Николая на Валухе с колокольней со шпилем.

В конце XVII—XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, одним из крупнейших землевладельцев и торговцев солью. По штатам 1764 года монастырь был положен во втором классе, степенью двадцатый. Ко времени составления штатов монастырь имел вотчины в окрестностях Вологды, Грязовца, Кадникова и Радонежа, а также подворья в Вологде (на месте Дома губернатора) и Москве (дом и каменная церковь Собора Иоанна Предтечи с приделом Димитрия Прилуцкого на Варварском крестце). Всего к этому времени у монастыря было 9 сёл, в них 7 церквей, 4 сельца и 88 деревень, в них 2819 душ крестьян[9]. Помимо вотчин, с XVI века монастырь владел соляными варницами в Тотьме, Сольвычегодске и при реке Уне в Архангельской губернии, на которых ежегодно вываривалось более 14 000 пудов соли. Вологодское подворье использовалось для складирования и продажи соли. Кроме солеварения, монастырь имел 2 мукомольных водяных мельницы (обе на реке Вологде, одна недалеко от монастыря) и 2 рыбных ловли (на реке Лосте и на озере Оназимском).

17 сентября 1811 года Спасский собор серьёзно пострадал от пожара (по преданию, от забытой «грошовой свечи»)[10]. Сгорело всё внутреннее убранство, обгорели некоторые главы. Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов и монастырей. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы. Спасский собор был реставрирован в 1813—1817 годах. Были заменены повреждённые пожаром главы, которым были приданы барочные кувшинообразные формы, устроен новый иконостас.

В 1898 году была открыта узкоколейная железная дорога Вологда — Архангельск (с 1936 года в составе Северной железной дороги), которая прошла в непосредственной близости от монастыря (параллельно юго-восточной стене)[11]. Через реку Вологду был построен временный, с деревянными устоями, мост. В 1913 году его заменили постоянным с металлическими фермами на каменных устоях, а в 1914 году линия была перестроена на широкую колею[12].

При Советской власти. Закрытие

В 1918 году в монастыре были проведены обыск и опись имущества, часть зданий заняли красноармейцы[1]. В башнях монастыря во время Гражданской войны были устроены склады взрывчатых веществ, и только благодаря своевременно принятым мерам начавшийся однажды пожар не привёл к уничтожению памятника[13]. В монастыре была организована община из жителей Прилук. С 1919 по 1923 годы в монастыре проходили изъятия церковных ценностей, в том числе в помощь голодающим Поволжья. По решению уездного исполкома архимандрит Нифонт (Курсин), монахи и послушники были выселены из монастыря, протестовавшие прихожане репрессированы. Весной 1922 года жители Прилук и близлежащих деревень просили разрешения разобрать стены монастыря на кирпичи; ходатайство, однако, было отклонено[13].

В августе 1924 года договор с общиной был расторгнут, а монастырь закрыт[1]. Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество — различным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады[14]. В монастыре располагался кинотеатр, дом инвалидов[15]. С 1950-х годов опустевшие и разрушавшиеся постройки монастыря реставрировали, при этом многим из них был возвращён предполагаемый облик XVI—XVII веков. В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника.

Повторное открытие. Конец XX — начало XXI века

16 июня 1990 года, на праздник Сретения иконы Димитрия Прилуцкого, впервые после закрытия монастыря был проведён крестный ход до церкви Лазаря Праведного на Горбачёвском кладбище[1]. В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь.

wiki2.red

Вологодские россыпи – Спасо-Прилуцкий монастырь

Схема Спасо-Прилуцкого мужского монастыря
  • Спасо-Прилуцкий мужской монастырь – один из крупнейших монастырей Русского Севера – находится на северо-восточной окраине города Вологды, на левом берегу реки Вологды, по дороге на Белоозеро.

  • Обитель основана в 1371 году духовным сподвижником Сергия Радонежского преподобным Димитрием Прилуцким. Преподобный Димитрий Прилуцкий почитается покровителем не только города Вологды, но и всего русского воинства, «крепким защитником от супостатов, молитвенником за всю землю русскую, скорым помощником православным в борьбе с врагами веры и Отечества».

  • Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой он расположен. Каменный Спасский собор, возведенный на месте деревянного (построенного в год прихода Димитрия Прилуцкого в Вологду), был заложен в 1537 году. Чтобы его строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный на пять лет освободил монастырь от всяких пошлин.

  • В нижнем этаже Спасского собора находятся гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских Ивана и Дмитрия Андреевичей, внуков великого князя Московского Василия II.


  • Снаружи монастырской крепости сохранились остатки вала, который защищал монастырь от подтопления в половодье.

  • В начале XVII столетия, в эпоху Смутного времени, Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению, но каждый раз быстро восстанавливался и отстраивался заново.

  • В 1644-1656 годах построены мощные каменные монастырские стены протяженностью около 950 метров. Возведены они по всем правилам строительства крепости середины XVII века. В плане крепостные стены монастыря имеют конфигурацию неправильного четырехугольника, на углах которого сооружены шестнадцатигранные башни. Северная стена с главными каменными воротами и Надвратной церковью возведена раньше, в XVI веке. На западной построена прямоугольная Водяная башня с воротами к реке Вологде. В южной стене устроены третьи, малые ворота, которые сейчас заложены кирпичной кладкой. Стены имеют расположенные в два яруса бойницы. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стены устроена площадка верхнего боя. Эта площадка служит ходом вокруг стен.

  • В 1812 году, во время вторжения французов в Россию, в Спасо-Прилуцком монастыре хранились вывезенные из Москвы святыни и ценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов.

  • В 1918 году монастырь закрыли, его имущество было национализировано. С середины 20-х годов ХХ века все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола в 1927-1928 годах был устроен киноклуб, буфет, игрались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.

  • В 1923 году комплекс монастыря был включен в создаваемую титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры. С 1950-х годов развернулась многолетняя масштабная научная реставрация построек монастыря.

  • Возрождение обители началось в 1990 году, после передачи церковной общине надвратной Вознесенской церкви. В 1991 году был открыт мужской епархиальный монастырь. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, Русской Православной Церкви возвращен весь монастырь.

  • В 1992 году отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. Торжественный молебен в Спасо-Прилуцком монастыре отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

  • На территории монастыря находится старейшая сохранившаяся в России шатровая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы (I половина XVI века). Сюда она была перевезена в 1962 году из бывшего Свято-Успенского Александро-Куштского монастыря, расположенного близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера.

  • В монастырском некрополе находится могила известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855).

  • Спасо-Прилуцкий монастырь – интереснейший архитектурный ансамбль, в котором отдельные памятники, сохраняя самостоятельное историко-художественное значение, образуют вместе с тем неповторимое сочетание, подчеркивающее единство эстетического идеала нескольких поколений зодчих.

 Храмы и часовни монастыря:
1. Собор Спаса Преображения 
2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. Надвратная церковь Вознесения Господня
4. Колокольня церкви Вознесения Господня
5. Больничный храм Всех Святых
6. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря
7. Церковь-усыпальница св.вмц.Екатерины и св.равноап.князя Владимира
8. Водосвятная часовня 
9. Колокольня с церковью свт. Алексия 

Другие постройки монастыря:
10. Настоятельский корпус 
11. Монастырские кладовые (XVII в.) 
12. «Сушило»( XVIII в.),(в наст.время гостиница  для паломников) 
13. Древненастоятельские кельи 
14. Трапезная палата 
15. Мельничная башня 
16. Белозерская башня 
17. Вологодская башня 
18. Южная башня 
19. Водяная башня с воротами( XVII в.) 
20. Монастырское кладбище
21. Беседка
22. Монастырский пруд 
23. Башни и стены ограды 
24. Братский и больничный корпуса (XVII в.)  

По материалам официального сайта Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря


cultinfo.ru

Спасо-Прилуцкий монастырь Википедия

Монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев
епархиальный монастырь
Страна  Россия
Город Вологда, село Прилуки
Конфессия православие
Епархия Вологодская и Великоустюжская
Тип мужской общежительный
Основатель преподобный Димитрий
Дата основания 1371 год
Здания
Спасский собор с колокольней • Введенская церковь • церковь Екатерины • Успенская церковь • церковь Всех Святых • монастырские кладовые • надвратная церковь Вознесения с колокольней • древние и зимние настоятельские кельи • братские кельи • стены и башни
Известные насельники Димитрий Прилуцкий, Иван (Игнатий Прилуцкий) и Дмитрий (княжичи углицкие)
Реликвии и святыни мощи, посох и список с чудотворной иконы прп. Димитрия Прилуцкого, мощи благоверных князей Угличских Игнатия и Димитрия; мощевик с частицами Ризы Господней и мощами святых; иконы святых с частицами мощей; чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница»
Настоятель митрополит Игнатий (Депутатов);
заместитель игумена — иеромонах Александр (Чеборов).
Статус  Объект к

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *