Кирилло белозерский монастырь кириллов – Кирилло-Белозерский монастырь. Главная страница

Содержание

Монастырь | Кирилл Белозерский

 

Кирилло-Белозерский Успенский монастырь был основан в 1397 году представителем знатного боярского рода Вельяминовых монахом московского Симонова монастыря Кириллом (в миру ‒ Козьма). Преподобный Кирилл Белозерский был учеником и последователем идей Сергия Радонежского и одним из наиболее выдающихся христианских подвижников средневековой Руси. Тридцать лет своей жизни Кирилл провел в Белозерье, заботясь об обители. Он установил в монастыре строгий общежительный устав, который сыграл важную роль в развитии монастыря и содействовал формированию внутреннего устройства монашеской жизни.

Удалившись на север, Кирилл Белозерский стал оказывать бо́льшее влияние на решение политических вопросов, чем в период жизни в московском Симоновом монастыре. Именно в этот период он вёл переписку с князьями – сыновьями Дмитрия Донского. Многочисленные ученики и последователи преподобного не только основывали новые обители, но и, в свою очередь, оказывали влияние на политику. Высокий духовный авторитет Кирилла Белозерского стал основой для превращения далекого северного монастыря в крупный культурный и духовный центр, в место паломничества представителей многих русских аристократических фамилий. Среди богомольцев и вкладчиков Кирилло-Белозерского монастыря ‒ сыновья великого князя Дмитрия Донского, великие князья Василий II Тёмный и Василий III, цари Иван IV Грозный, Борис Годунов, Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Романовы, бояре Воротынские, Шереметевы, Палецкие, Голицыны, Воронцовы, Головины, Одоевские, Морозовы и многие другие.

История Кирилло-Белозерской обители охватывает большой исторический период. С 1397 по 1924 год обитель возглавляли 78 настоятелей, многие из них были яркими и  неординарными людьми. Некоторые кирилловские игумены и архимандриты становились впоследствии епископами, архиепископами, митрополитами. Нередко кирилловские настоятели принимали активное участие в самых значимых событиях своего времени. Игумен Трифон (1435‒1447) в период феодальной войны между князьями московской династии освободил сосланного в Вологду Василия Темного от клятвы не претендовать на великое княжение, данной им Дмитрию Шемяке, чётко определив позицию крупнейшей северной обители в междоусобице. Игумен Феодосий (1525‒1532) принимал в обители великого князя Василия III и великую княгиню Елену, которые приехали молиться о даровании наследника. Игумен Матфей (1606‒1615), возглавлявший обитель в Смутное время и руководивший обороной монастыря от польско-литовских отрядов, зарекомендовал себя как незаурядный организатор и мудрый распорядитель, в феврале 1613 года участвовал в Земском соборе, избравшем на царство Михаила Федоровича Романова.

На протяжении двух с половиной веков во главе монастыря стояли игумены. В 1649 году статус обители изменился. 1 августа 1649 года благодаря покровительству знатного вельможи,  ближайшего советника и воспитателя царя Бориса Ивановича Морозова, монастырю было пожаловано архимандритство, поднявшее обитель по лестнице церковной иерархии. Периоды настоятельства кирилловских архимандритов отмечены не менее яркими событиями. Архимандрит Никита (1661‒1664, 1667‒1681) был духовником патриарха Никона, в период его ссылки в Кирилло-Белозерский монастырь, затем участвовал в переводе патриарха в Новый Иерусалим, а после его смерти, случившейся в пути, сопровождал его тело до ярославского Толгского монастыря, и 16 августа 1681 года он, вместе с братией ярославского Спасского монастыря, отпевал Никона. Архимандрит Иринарх (1705‒1732) принимал деятельное участие в возрождении Валаамского Спасо-Преображенского монастыря на только что отвоеванной в ходе Северной войны территории, принимал в обители императора Петра I (февраль 1722 года) и его жену императрицу Екатерину I (март 1722 года). Отец Иринарх, вероятно, присутствовал и при похоронах Петра I (в ризнице долгое время хранилась золотая медаль с изображением императора, вручаемая после кончины Петра I), а позже, в 1730 году ‒ на коронации императрицы Анны Иоанновны.

Во второй половине XIX века настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря был Иаков Поспелов ‒ кандидат богословия, кавалер орденов Святой Анны, святого Владимира, почётный член Московской духовной академии, церковный писатель.  Отец Иаков принял в управление обитель святого Кирилла, когда многие её здания и храмы пришли в ветхость, хозяйство и нравы монашеской жизни находились в значительном упадке. За 30 лет настоятелю удалось провести в обители грандиозные изменения. Под его руководством развернулись ремонтные работы, поновлялись интерьеры храмов, перестраивались иконостасы, велось благоустройство территории, но главной заботой настоятеля было восстановление в монастыре истинно монашеской жизни в духе Устава преподобного Кирилла Белозерского.

Духовные подвиги основателя и настоятелей Кирилло-Белозерского монастыря стали весомым поводом для их почитания и возведения в сан святых. Русской православной церковью были канонизированы основатель обители преподобный Кирилл Белозерский, игумены Кассиан и Трифон, архимандрит Иаков (Поспелов) и епископ Варсонофий (Лебедев). Согласно известным данным, Кирилл Белозерский впервые назван преподобным в 1448 году в окружной грамоте митрополита Ионы и поставлен в один ряд с Сергием Радонежским. Канонизацией Кассиана следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определён в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней в 1970‒1980-х годах. Трифон почитался как местночтимый святой Ростовской епархии. В книге «Русские святые: 1000 лет русской святости» отмечено, что память святителя Трифона празднуется 1 февраля в день тезоименитства со святым мучеником Трифоном и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых. Архимандрит Иаков (Поспелов) был канонизирован в 1987 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова), его имя было включено в Собор Тульских Святых. В 2009 году преподобный Иаков (Поспелов) включен в Собор Вологодских святых. Епископ Варсонофий, расстрелянный в 1918 году вместе с игуменьей Ферапонтовой обители Серафимой и четырьмя мирянами, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году. Память их исполняется 2 (15) сентября.

В 1924 году монастырь был закрыт. Возрождение монашеской жизни началось в 1997 году, когда часть территории обители, именуемая Малым Ивановским монастырём, была передана в бессрочное пользование Русской Православной Церкви.

kirillbelozersky.ru

Галерея

  • Летопись
  • Святые
  • Архитектура
  • Галерея
  • Библиотека
  • Новости
  • Издательство
  • Паломнику

Иконы

 
 
 
 
 
  Прп. Кирилл Белоезерский
  Прп. Зосима Ворбоземский
  Прп. Иннокентий Комельский
  Богородица на престоле, с преподобным Кириллом Белозерским XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Современные фотографии

 
 
 
 
 
  Кирилло-Белозерский монастырь. Фото Олега Узорова
  Кирилло-Белозерский монастырь. Фото Олега Узорова
  Кирилло-Белозерский монастырь. Фото Олега Узорова
  Кирилло-Белозерский монастырь. Фото Олега Узорова
  Кирилло-Белозерский монастырь. Фото Олега Узорова
 
 
 
 
 
  Кирилло-Белозерский монастырь. Фото Олега Узорова
  Церковь Преображения Господня, 1595 г.
  Кирилло-Белозерский монастырь. Большая Мереженная (Белозерская) башня
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Кирилло-Белозерский монастырь
 
 
 
 
 
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Кирилло-Белозерский монастырь
 
 
 
 
 
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Кирилло-Белозерский монастырь


Старые фотографии

 
 
 
 
 
  Кирилло-Белозерский монастырь. Вид с озера. Фото 1960-х гг.
  Успенский монастырь. Вид со стороны Сиверского озера. Фото 1960-х гг.
  Успенский монастырь. Вид со стороны Сиверского озера. Фото 1960-х гг.
  Новый город. Стены и Белозерская башня. Фото 1960-х гг.
  Надвратная Преображенская церковь и Водяные ворота. Фото 1960-х гг.
 
 
 
 
 
  Кирилло-Белозерский монастырь со стороны Сиверского озера. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
  Святые ворота с ц. прп. Иоанна Лествичника. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
  Святые ворота с ц. прп. Иоанна Лествичника с внутренней стороны. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
  Вход в придел прп. Кирилла Белозерского. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
  Церковь прп. Евфимия. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
 
 
 
 
 
  Рака прп. Кирилла. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
  Сень над деревянным крестом на месте кельи прп. Кирилла. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
  Фрагмент северной паперти Успенского собора (с фресками XVII в.). Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
  Лицевой покров на раку прп. Кирилла. Вклад Царицы инокини Марии Нагих. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
  Старинные изразцы, найденные при земляных работах. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
 
    
  Стена с нишами, окружающая монастырь. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.


kirillov-monastyr.ru

Кирилло-Белозерский монастырь

      После экскурсии по Ферапонтову монастырю, мы поехали в город Кириллов.  Там нас ждал Кирилло-Белозерский монастырь.

Эта северная святыня  была основана в 1397 году монахом Кириллом — настоятелем московского Симонова монастыря.   Вместе с Кириллом из Москвы вышел его друг — монах Ферапонт, который, пожив год  вместе с Кириллом, покинул его и основал в 1398 году монастырь, расположенный всего в двадцати километрах – Ферапонтов, о котором я уже рассказывала. Белозерская обитель — это город с мощнейшими крепостными стенами и башнями, с огромной территорией.

Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сегодня эти края лежат во многих сотнях километрах от границ России, но в то время,  было иначе — Москва и Новгород вели активную борьбу за освоение северных земель. А Белозерье располагалось на перекрестке крупных водных путей, ведущих с Волги и Северной Двины на Новгород. Сам же Белозерск, располагающийся неподалеку, был присоединен к Московскому княжеству менее чем тридцатью годами ранее.

Монастырь имеет особую историю. Эта история настолько насыщенна, занимательна и поучительна, что не рассказать ее в подробностях было бы непростительно. 
Кирилл Белозерский (в миру имел имя Козьма) принадлежал к знатному московскому боярскому роду Вельяминовых. Когда ему было 30 лет, он пришел в московский Симонов монастырь, основателем которого был ученик и племянник Сергия Радонежского — архимандрит Феодор.

Козьма был пострижен в монашество с именем Кирилл. В обители он работал у раскаленной печи на монастырской кухне, затем ему поручили переписывать книги, а когда архимандрит Феодор получил ростовскую кафедру епископа, преподобному Кириллу был доверен этот важный пост. Однако, из-за недоброжелательства некоторых иноков Кирилл уже через год отказался от власти. Всего он пробыл в обители Симона около 30 лет.

Основание и история  Кирилло-Белозерского монастыря

В это время в Симонов монастырь из северного Белозерского края прибыл постриженик этой же обители старец Ферапонт. Впечатлённый его рассказами преподобный Кирилл решил покинуть обитель и отправился жить в далекий северный край.

Так, в возрасте 60 лет он пришел в Белозерье и поселился в том месте, где речка Свияга впадает в Сиверское озеро. Здесь, на склоне крутого холма, он устроил себе хижину, построил часовню и в одиночестве стал жить в лесной глуши.

Весть о его подвижнической жизни стала известна не только в окрестных поселениях, но и в Москве. Вскоре иноки из других обителей, а также миряне, искавшие пути спасения, стали приходить в Белозерский край.

В новой обители были установлены очень строгие аскетические порядки: у иноков не было ничего личного, все было общее, в кельях были только рукомойник и книги. Послушники общались между собой только на темы Священного Писания.

Про старца Кирилла складывали легенды:

  • По одной из них однажды своей пламенной молитвой он остановил на озере бурю и, тем самым, спас от гибели монахов-рыболовов
  • В неурожайные года хлеб в монашеских амбарах чудесным образом не уменьшался и монахи делились им с голодающими крестьянами.

Преподобный Кирилл Белозерский управлял обителью в течение 30 лет и, не смотря на суровые условия жизни, умер в 1427 году в возрасте 90 лет, а через 21 год после смерти он был причислен к лику святых.

Развитие и процветание обители после смерти Кирилла

Преподобный Кирилл наладил монастырскую жизнь так, что и после его смерти обитель продолжала расти и увеличивать свое влияние в государственном масштабе.

Так, в 1528 году князь Василий III с княгиней Еленой Глинской молились здесь о даровании им наследника, а их родившийся сын, ставший царем Иваном Грозным, считал себя обязанным монастырю своим рождением.  Надо отметить, что перед смертью и ВасилийIII, и Иван Грозный были пострижениками обители. На средства Василия III и его сыновей Ивана и Федора в монастыре было построено несколько храмов. 

Кирилло-Белозерский монастырь как место заточения

Как и многие другие северные монастыри, обитель использовалась как место ссылки неугодных представителей знати. Особенно много высокопоставленных людей сюда было сослано в период царствования Ивана Грозного. Некоторые из них сами укрывались здесь по своей воле. В этот период особенно заметен отход от прежней строгой монашеской жизни.

В 1534 году здесь был заточен полководец Иван Воротынский, а также его сыновья военноначальники Владимир и Михаил Воротынские, которые погибли в стенах обители. Сюда был сослан князь Иван Петрович Шуйский, умерший насильственной смертью, а в XVII веке здесь был заточен патриарх Никон.

Отели в г. Череповец: Популярные

ОтельЗвездностьСкидкаЦена за ночь, отВыбрать даты

Отель Атриум

★★★

-7%

3 8453 563

Посмотреть отель

Кирилло-Белозерский монастырь — центр культурной жизни

На первых этапах своего существования Кирилло-Белозерский монастырь имел важное значение для развития необжитых районов Русского севера и для просвещении этого края.

В обители собирались и переписывались книги, работала книгописная мастерская, оставившая богатое наследство – это летописные своды и послания, полемические произведения и другие памятники древнерусской литературы.

Здесь создавались церковные песнопения, иконы и предметы церковного убранства, обитель была центром культурной жизни в самом широком его понимании.

Обитель в период польско-литовской оккупации

К 1601 году оба монастыря были обнесены каменными стенами с восемью башнями, причем стены Успенского монастыря имели два яруса бойниц, а Ивановского – один. Внутри стен находились девять каменных церквей, колокольня и различные хозяйственные постройки.

Кроме того, в 1610 году было завершено строительство дополнительной каменной стены – Острога, которая защитила наиболее уязвимый участок обители на стыке стен двух монастырей.

Построенная крепость в 1612-1617 годах благополучно выдержала несколько наступлений польско-литовского войска.

 В 1924 году обитель была закрыта, а на ее территории был создан краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Возрождение Кирилло-Белозерского монастыря

В 1997 году, в год 600-летия основания монастыря был подписан договор между музеем и Вологодским епархиальным управлением, в соответствии с которым на территории Малого Иоанновского монастыря возобновлялась монашеская жизнь. Более чем через 70-лет в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского совершилась Божественная литургия, а 29 декабря 1998 года Малый Иоанновский монастырь был передан Церкви.

С 1998 года Кирилло-Белозерский монастырь признан особо ценным объектом культурного наследия народов России.

Постройки  и достопримечательности монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь — самый большой не только в России, но и во всей Европе. А крепостные стены, окружающие его святыни, сами по себе являются выдающимся памятником истории и архитектуры.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенский собор — главный и самый старый храм Кирилло-Белозерской обители. Деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в монастыре еще при прп.Кирилле Белозерском . Об этом событии Георгий Федотов пишет: «Маленькая деревянная церковь в новом монастыре освящена в честь Успения Божией Матери — знак как особого почитания Богоматери, так и связи с Москвой (Успенский собор и церковь в Симонове)». Возведение каменного Успенского собора относится к 1497 году.  Успенский собор вполне типичен с точки зрения храмовой архитектуры того времени. Свой нынешний облик Успенский собор приобрел в XVIII веке. Еще раньше, в конце XVI века, к основному объему Успенского храма пристроили одноэтажную паперть, обнимающую собор с северной и западной сторон. Постепенно он «обрастал» и придельными храмами. Таковы — Владимирская церковь, Епифаниевская церковь и Кирилловская церковь (где почивают мощи прп. Кирилла Белозерского). 

Церковь Архангела Гавриила с колокольней

Церковь эта возводилась в 1531—34 годах на вклад ВасилияIII, сделанный им во время поездки на богомолье по северным обителям, в числе которых был и Кирилло-Белозерский монастырь. Исследователи особо указывают, что в архитектурном облике этого храма довольно отчетливо прослеживаются «фряжские» (то есть итальянские) черты, в первой трети XVI века уже глубоко проникшие в русскую храмовую архитектуру. С запада к церкви вплотную прилегает монастырская колокольня, построенная в 1757—61 годах на месте прежней, стоявшей здесь с конца XVI века.

Введенская церковь с трапезной палатой 

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы   с трапезной палатой — вторая по старшинству каменная постройка Кирилло-Белозерского монастыря. Она была возведена в 1519 году на месте деревянной братской трапезы. И церковь, и трапезная палата претерпели множество перестроек. Самой масштабной была переделка, осуществленная в первой половине XIX века, когда храм вместо яруса кокошников получил купольное завершение, а трапезная из сводчатой палаты была превращена в зал с колоннами в стиле ампир. В 1865 году «трапезный зал» расписали в соответствии со вкусами эпохи. Росписи эти сохранились.

Водяные ворота с надвратной Преображенской церковью

Водяные ворота находятся почти в самом центре монастырской стены, которая выходит к Сиверскому озеру. Эта часть ограды относится к старым укреплениям монастыря, возведенным в XVI веке. В 1595 году над воротами была построена церковь в честь Преображения Господня.  Храм завершается тремя главами. Большая находится в центре, две малые — над юго-восточным и северо-восточным углами.

Евфимиевская церковь Евфимиевская церковь — единственный шатровый храм в Кирилло-Белозерской обители. Построена церковь была в 1646 году. Именно она служила домовым храмом Патриарху Никону, заточенному в Кирилловском монастыре с 1676-го по 1681 год.

Надвратная церковь преподобного Иоанна Лествичника

Этот храм над Святыми вратами был сооружен в 1572 году на средства, пожертвованные сыновьями Ивана Грозного — царевичами Иваном и Федором. Поэтому престолы в храме освящены во имя небесных покровителей царевичей: главный — во имя Иоанна Лествичника, придел — во имя Феодора Стратилата.

Малый Горний Иоанновский монастырь

Так называется часть комплекса Кирилло-Белозерского монастыря, которая расположена к северо-востоку от внутреннего двора, именующегося Большим Успенским монастырем. Именно здесь, по преданию, преподобный Кирилл и преподобный Ферапонт воздвигли крест и часовню.

Церковь Ризоположения из села Бородавка

Эта деревянная церковь не имеет непосредственного отношения к Кирилло-Белозерскому монастырю. На территорию его она была перевезена уже в советские годы — как уникальный памятник деревянного зодчества. Ризоположенский храм был построен в 1485 году архиепископом Ростовским Иоасафом (владыка был пострижен в Ферапонтовом монастыре прпеподобным  Мартинианом). Церковь Положения Ризы Богородицы привлекала внимание многих путешественников и исследователей Русского Севера. О ней писали следующее: «Подобные древние деревянные храмы встречаются только в этом краю… Из всех мною виденных этот наиболее привлек мое внимание своею постройкою и смиренною наружностью. Мне казалось, что, глядя на него, вижу образец тех первоначальных церквиц, о которых упоминается в житиях русских святых угодников и с которых начиналось всегда учреждение обителей».

Хозяйственные постройки

Сооружение каменных хозяйственных построек началось в Кирилло-Белозерском монастыре довольно рано. Уже в XVI веке здесь появилось здание поварни, находящееся рядом с Введенской церковью, к которой примыкает трапезная палата. Примерно в одно время с ней возводились казенные кельи. Сейчас в келейном корпусе размещены научные отделы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. В 2002 году на первом этаже корпуса открыли особую экспозицию, воспроизводящую типичный интерьер монашеской кельи XVII— XVIII столетий. К сожалению, для осмотра эта экспозиция доступна лишь в теплое время года.

Стены и башни
Кирилло-Белозерская крепость была одной из самых мощных не только на Русском Севере, но и во всей России. Ее укрепления могут соперничать с укреплениями кремлей многих русских городов, а стены, окружая весь монастырский комплекс, имеют в длину около двух километров.  Большая часть стены имела лишь один ярус боя — верхний. И только в стене, выходящей к озеру (с этой стороны монастырь укрепили лучше всего), был «подошвенный бой». По углам высились четыре башни, самая высокая из которых достигала 15 метров в высоту. Две из них не дожили до наших дней, от третьей — старой Мереженной — осталась лишь нижняя часть, находящаяся вровень со стеной. Лучше всего из старых укреплений Кирилло-Белозерского монастыря сохранилась четырехгранная Свиточная башня. Но и она была спасена лишь благодаря героическим усилиям реставраторов.  Стена, ограждающая монастырь со стороны озера, реконструкции не подверглась и лишь была соединена с новыми стенами. Строительство укреплений продолжалось около тридцати лет. Новую крепость не удалось испытать в бою, но ее вид дает основания полагать, что любая осада, любой приступ разбились бы о ее твердыню.

Экспозиции музея
Музей икон (находится в трапезной палате при церкви Введения, 1519 г.) — по-настоящему впечатляющая коллекция. До наших дней почти полностью дошел иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства.  В музее находятся также несколько икон работы Дионисия из Ферапонтова монастыря. Кроме икон в музее стоит посмотреть на произведения «серебряного» шитья. Любопытен также изготовленный самим Кириллом деревянный крест. Крест сильно изъеден, но вовсе не беспощадным временем — считается, что он исцеляет от зубной боли. До наших дней сохранилась обширная библиотека монастыря — в 15-17 веках она была одной из самых крупных в Древней Руси. Археология Белозерья (Подклет Трапезной палаты)
12 апреля 2007 года в подклете церкви Введения с Трапезной палатой открылась экспозиция «Древности Белозерья. История края по материалам археологических раскопок». Это первая полноценная экспозиция по археологии Белозерского края в Вологодской области. Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России. Среди экспонатов есть уникальные произведения древнего искусства, единственные не только в собрании музея, но и в археологических коллекциях других музеев России.

Значительная часть экспозиционной площади зала посвящена истории древнерусского города Белоозеро. Археологические материалы свидетельствуют о развитии в городе косторезного ремесла, ткачества, обработки чёрных и цветных металлов, о занятиях жителей земледелием, охотой и рыболовством. Многочисленные находки товарных пломб, монет свидетельствуют о развитии торговли. Среди украшений преобладают зооморфные украшения. Особое место в костюме горожанки занимали стеклянные браслеты, практически отсутствовавшие в селе. О богатстве населения свидетельствуют золотые женские украшения. О грамотности населения Белоозера говорят находки железного писала и книжных застёжек. Город Белоозеро был центром христианизации края. Представленная в четвёртом зале коллекция позволяет полнее осветить некоторые стороны жизни монастыря, не восстанавливаемые по другим источникам.  Особый интерес представляют находки, обнаруженные при исследовании культурных напластований 16 в. с так называемым мокрым слоем, в котором сохраняются предметы из органических материалов: дерева, кожи, ткани, дающие представление о некоторых сторонах повседневного монастырского быта.

 Народное  искусство Белозерья (Поваренные кельи)
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья. Большое место здесь занимает резьба по дереву, керамика многочисленных гончарных центров, крестьянская вышивка, ткачество, кружево, народный женский костюм 19 — начала 20 веков.

С 18 века известно плетеное кружево. Первоначально это рукоделие было освоено в девичьих монастырях. Выплетенные монахинями прошивы, каймы с мысообразным краем украшают парадные облачения священнослужителей, покровцы, иконы, хранящиеся в Кирилло- Белозерском музее.
С 1860-х годов целые поселения нескольких волостей Кирилловского уезда зарабатывали на жизнь кружевоплетением. Кирилловское плетеное кружево развивалось под сильным влиянием вологодского кружевного промысла. Кружевоплетение — одно из немногих видов народного искусства, сохранившегося до наших дней.В краю лесов дерево было основным материалом в устроении народного быта. Из дерева возводили храмы, и создавали их убранство. Из дерева рубили крестьянские избы, наполняли их традиционной мебелью: лавками, столами, сундуками, шкафами-поставцами. С большим искусством резали посуду, иную домашнюю утварь, готовили орудия крестьянского труда и средства передвижения — лодьи, сани, телеги.


В прошлом славились мастера из Волока Словенского (село. Волокославино), Рукиной Слободы (село Рукино). Они возили свои изделия  ковши-скопкари «на кирилловское дело», солоницы-утицы, ложки, посоха, ножевые черни на все крупные ярмарки страны.
С большим тщанием крестьянские мастера украшали свои изделия трехгранно-выемчатой резьбой. Предметом особой заботы мастеров являлись прялки — орудия женского труда, служившие для изготовления нитей.
Как и повсеместно основным занятием северных крестьян в прошлом была обработка льна, прядение, ткачество. На их основе развивались вышивка, кружевоплетение, набойка. Крестьянская вышивка донесла до нас огромный пласт сюжетов и мотивов славянского язычества. Полотенца, скатерти-столешники, рубахи с красным узором по белому фону необыкновенно красивы, празднично нарядны.

Святыни монастыря
В храме преподобного Кирилла Белозерского под спудом почивают мощи преподобного. На месте первого поселения преподобного поставлены каменные палатки, в которых сохранены копия первой деревянной кельи прп. Кирилла и, по преданию, тот самый крест, водруженный иноками при поселении.

Русский Север уникален и неповторим. Полноводные озера   Ладога и Онега, непроходимые чащи и широкие реки, деревянное и каменное зодчество,  святые места, белые ночи, памятники истории и культуры. Приезжайте, не пожалеете!

Рядом расположен Ферапонтов монастырь с уникальными фресками Дионисия.

Вам также может быть интересно

myrussianland.ru

Собор белозерских святых

Прп. Кирилл Белоезерский

Прп. Кирилл, в миру Косма, был сыном обедневшего боярина и получил воспитание в доме богатых родственников, бояр Вельяминовых. Они любили его как сына, и он управлял всем домом. Но с юных лет Косма стремился к иночеству, и родственники его, не желавшие с ним расставаться, сильно противились этому…

Прп. Иаков Кирилловский (Поспелов)

Возле алтаря Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря стоит мраморный памятник – одно из немногих сохранившихся монашеских захоронений. Здесь погребён выдающийся настоятель обители архимандрит Иаков – богослов, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, почётный член Московской Духовной академии, талантливый духовный писатель…

Прп. Макарий Высокоезерский

Прп. Макарий (Сокирин) родился в деревне Тимофеевской. В 15-летнем возрасте по указу царя и великого князя Алексея Михайловича Марк Сокирин был взят в стрельцы. Этому служению он посвятил 20 лет. Исполнив свои обязанности к царю и Отечеству, он решил последовать словам Господа: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». Оставив всё, Марк ушёл в Кирилло-Белозерский монастырь и принял постриг с именем Макарий…

Прп. Кассиан Каменский

Преподобный Кассиан — игумен Спасо-Каменного монастыря, бывшего на Кубенском озере. Он был пострижен в том же монастыре, но жил все остальное время в Кирилло-Белоезерской обители (при жизни еще самого преподобного Кирилла) и был с 1445 г. игуменом Белоезерским…

Новомученики кирилловские

Мученичество за веру – это особый подвиг добровольного страдания за Христа. Тех, кто пострадал за Христа в ХХ веке, называют новомучениками. Среди первых, кто принял на себя ненависть гонителей в первый же год революции, были епископ Кирилловский Варсонофий, игумения Ферапонтова монастыря Серафима, священник Иоанн Иванов и четверо мирян…

Прп. Филипп Ирапский

В монастырское селение при обители преподобного Корнилия Комельского пришёл отрок Феофил и стал жить у боголюбивых людей. Каждый день ходил он в церковь и усердно молился Богу…

Прп. Ферапонт Белоезерский

Один из сохранившихся монастырей Белозерья носит имя преподобного Ферапонта. Он расположен в живописном месте, на высоком холме меж двух озер…

Прп. Нил Сорский

Преподобный Нил — великий отец Русской Церкви, по своему подвижничеству и наставлениям. Он был из дворянской фамилии Майкова, родился в 1433 г. Начало иноческой жизни прп. Нил полагал в обители преподобного Кирилла Белозерского…

Прп. Мартиниан Белоезерский

Преподобный Мартиниан почитается как один из основателей Ферапонтова монастыря, хотя он был игуменом уже существующей обители…

Прп. Корнилий Комельский

Среди многочисленного сонма святых подвижников Вологодского края преподобный Корнилий занимает одно из самых первых и видных мест как по строгости жизни, по трудности и высоте своих подвигов, так и по тому огромному влиянию, которое он имел на современников, особенно на иноков…

Прп. Кирилл Новоезерский

Прп. Кирилл был родом из галичских бояр из Костромских пределов. Пятнадцатилетним юношей он тайно ушел в Корнилиев Комельский монастырь. По дороге он встретил таинственного старца, который довел его до врат монастырских, благословил и стал невидим…

Прп. Иродион Илоезерский

Между 1538 и 1541 гг. ангел явился отшельнику Комельского монастыря Иродиону, ученику прп. Корнилия (память его 19 мая), и повелел ему идти на Илозеро и там воздвигнуть церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Звон колоколов на необитаемом полуострове Илозера показал преподобному, что это и есть предназначенное ему место, и он воздвиг здесь церковь…

Прп. Иннокентий Комельский

Преподобный Иннокентий Комельский родился в Москве и происходил от рода московских князей Охлябиных. Он был верным учеником Нила Сорского…

Прп. Игнатий Белоезерский, Молчальник

Ученик преподобного Кирилла. В Кирилло-Белозерский монастырь пришел из Симонова монастыря. Он никогда не ложился для сна и засыпал стоя, прислонясь к стене.

Прп. Зосима Ворбозомский

Основатель Ворбозомского Благовещенского монастыря на острове Ворбозомского озера, в 20 верстах к югу от Белозерска. По преданию, существовавшему в Ворбозомском монастыре, обитель была основана Зосимой, предположительно это произошло в середине или во второй половине XV века…

Прп. Даниил Шужгорский

Преподобный Даниил был родом из пределов Московских. Пострижение в иноческий сан он получил в Комельском монастыре прп. Корнилия. Отсюда преподобный Даниил ушел для подвигов в безлюдную и лесистую местность, на гору, называемую Шужгорской, и основал здесь свой монастырь…

Прп. Герман Дивный, Белоезерский

Прп. Герман Дивный, Белозерский был монахом Кирилло-Белозерского монастыря. Он упоминается в Житии прп. Кирилла Белозерского, созданном Пахомием Логофетом в 1461-1462 гг., как ученик преподобного, много лет подвижнически проживший в обители…

Прп. Галактион Белоезерский

Прп. Галактион был учеником прп. Мартиниана и носил своего настоятеля на руках в церковь, когда силы того совершенно ослабели от старости. Он избрал путь юродства Христа ради и сподобился дара прозорливости…

kirillov-monastyr.ru

Новости

11.11.2019 Статья «Обретение дня памяти священномученика Иоанна Иванова»

01.11.2019 В газете «Новая жизнь» № 44 от 1 ноября опубликована статья «Архимандрит Анастасий: жизнь после суда».

27.10.2019 Расписание богослужений в Кирилло-Белозерском монастыре на ноябрь
Расписание служб:скачать

18.10.2019 Традиции знаменного пения в обители преподобного Кирилла // Новая жизнь. – 18 октября 2019 г. — № 42

11.10.2019 В Кирилло-Белозерский монастырь требуется повар

30.09.2019 Расписание богослужений в Кирилло-Белозерском монастыре на октябрь
расписание служб на октябрь: скачать

29.09.2019 Воскресная школа открывает свои двери

27.09.2019 «Поклониться Господу за все страдания, которые Он претерпел за нас и ради чего принёс Себя в жертву»

21.09.2019 Рождество Пресвятой Богородицы

15.09.2019 Крестный ход на Голгофу Кирилловских новомучеников

11.09.2019 День Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

31.08.2019 Расписание богослужений в Кирилло-Белозерском монастыре на сентябрь
Расписание служб: скачать

28.08.2019 Престольный праздник в обители преподобного Кирилла

27.08.2019 28 августа в Кирилло-Белозерском монастыре престольный праздник

27.08.2019 Дорогие друзья! 1 сентября сразу после Божественной литургии будет отслужен молебен на начало учебного года! (примерное время 10.15) Ждём школьников, студентов, всех, кто любит учёбу!

19.08.2019 Преображение Господне

18.08.2019 Предпразднство Преображения Господня

18.08.2019 Поздравляем с нашим престольным праздником — Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

02.08.2019 В общественно-политической газете Кирилловского района Вологодской области «Новая жизнь» от 2 августа 2019г. № 31 опубликована статья «Старец Илий посетил Кирилловское благочиние». Предлагаем её вашему вниманию.

30.07.2019 Расписание богослужений в Кирилло-Белозерском монастыре на август 2019 года
Расписание служб: скачать

26.07.2019 Визит в Кирилло-Белозерский монастырь старца Илия

21.07.2019 Праздник Казанской иконы Божией Матери

18.07.2019 Кирилло-Белозерский монастырь 26 июля посетит схиархимандрит Илий (Ноздрин)

06.07.2019 Расписание богослужений в Кирилло-Белозерском монастыре с 7 по 31 июля

29.06.2019 «Новая жизнь» — 28 июня 2019 г. — №26. — История «Акафиста преподобному Кириллу Белозерскому»

23.06.2019 22 июня в Кирилло-Белозерском монастыре отметили престольный праздник – день памяти преподобного Кирилло-Белозерского

21.06.2019 22 июня – День памяти преподобного Кирилло-Белозерского

16.06.2019 Праздник Святой Троицы отметили в Кирилло-Белозерском монастыре


Новости 1 — 28 из 528
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

kirillov-monastyr.ru

Кирилло-Белозерский монастырь — Википедия

Кири́лло-Белозе́рский монастырь[1] (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

История

Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания преподобного Кирилла сыновьям Дмитрия Донского[2].

В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь за эту услугу.

В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. До петровского времени монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.

Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV века здесь хранились 210 рукописей[3]. Сохранились шесть рукописных сборников за авторством одного только белозерского монаха Ефросина, которому принадлежит, среди прочего, окончательная редакция (и название) поэмы «Задонщина»[4]. На рубеже XV и XVI веков Кириллов монастырь, где подвизался Нил Сорский — один из главных центров движения нестяжателей.

Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведённый в 1497 году артелью ростовских мастеров Успенский собор (сохранился до нашего времени). В XVI веке рядом с Большим Успенским монастырём появился малый Ивановский монастырь.

Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кириллов монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году, стал крупнейшим средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень. Кирилловские настоятели занимали заметное место в церковной иерархии и, как правило, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры[5].

Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой, бояре Михаил Воротынский, Иван Шуйский, Иван Мстиславский, Борис Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), патриарх Никон и др.

Кирилло-Белозерский монастырь в XIX веке

В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с восемью башнями. Внутри стен стояло девять каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 году священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов преподобного Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря[6].

В Смутное время монастырь выдержал в 1612—1613 годах осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.

После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.

Никон, бывший патриарх Московский, был сослан сюда в 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича и провёл здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге отсюда в Москву.

В 1722 году в монастырь приезжал Пётр I. Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов, однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать.

Постепенный закат монастыря продолжался и при следующих правителях. В 1764 году указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма.

В сентябре 1918 года большевики расстреляли настоятеля монастыря Варсонофия (Лебедева), епископа Кирилловского.

Игумены, настоятели и наместники

игумены

архимандриты (c середины XVII века)

епископы Кирилловские (c 1907)

Наместники

Подворья монастыря

Москва

Одно из самых древних и самых известных подворий монастыря было Кремлёвское Кирилловское подворье — подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Московском Кремле. Подворье находилось недалеко от Фроловских ворот (ныне Спасская башня) при Афанасьевском монастыре. В 1770 году по случаю предложенного к сооружению проекта Баженовского дворца, Кирилловское подворье в Кремле было упразднено, а потом в 1776 году и совсем разобрано. На месте подворья и расчищенных других дворов образовалась обширная площадь[9].

Вологда

В XVII—XVIII веках, когда монастырь относился к Вологодской епархии, его подворье имелось и в Вологде. Каменный храм Кирилла Белозерского на Соляном дворе был построен в 1650—1653 годах (снесён в 1963 году)[10].

Музей

После упразднения монастыря ризница была подвергнута разорению; наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда. Та же судьба постигла и монастырскую библиотеку. Среди вывезенных из белозерской обители книжных сокровищ — наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.

В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило избежать обычных для 1930-х гг. разрушений и сноса исторических памятников. В послевоенное время музей-заповедник развернул реставрационную деятельность, которую курировал, среди прочих, С. С. Подъяпольский. На территорию музея были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей: деревянная церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы; мельница XIX века из деревни Щёлково. В трапезной палате при церкви Введения (1519) действует Музей икон, обладающий достаточно большой коллекцией.

С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Он размещается в архитектурном комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Малый Ивановский монастырь в 1998 году был передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви.

Современность

Кирилло-Белозерский монастырь с Сиверского озера

В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.

В 1998 году зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён иеромонах Игнатий (Молчанов).

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 года игумен Игнатий (Молчанов) освобожден от должности наместника Кирилло-Белозерского мужского монастыря и назначен на должность наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды[11].

Указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия с 14 декабря 2015 исполняющим обязанности наместника монастыря назначен иеромонах Анастасий (Додарчук)[12].

До наших дней почти полностью дошёл иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60 уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковской галерее и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года часть икон была возвращена в Кириллов.

В церкви Кирилла под спудом пребывают мощи прп. Кирилла Белозерского — главная церковная святыня обители.

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).

См. план-схему монастыря.

Церкви

Стены и башни

Прочие помещения

Монастырь в кино

В 1975 году внутри монастыря снимался художественный фильм о герое-«орлёнке» Гражданской войны Косте Байкове «Крестьянский сын». По свидетельству одного из участников съёмок[13], жители местных деревень крестились[значимость факта?] при виде едущей конницы, переодетой в белогвардейскую форму, а в 2007 году гости города и местные жители были шокированы[значимость факта?] нацистской свастикой, видневшейся во время съёмок сериала «Апостол» над конюшенными воротами в тюремный дворик монастыря.

Примечания

Библиография

  • Алексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. — 2010. — № 3—4 (19—20). — С. 17—117.
  • Туркин А. М., Боев М. А. Кирилло-Белозерский монастырь // Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков. — Вологда: Русь, 2006. — С. 241—245. — ISBN 5-87822-305-8.
  • Кистерев С. Н. Лабиринты Ефросина Белозерского. — СПб., 2012. — 406 с. —1 ISBN 978-5-98874-078-3.
  • Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 184 с. — (Памятники городов России).
  • Мельник А. Г. Визуальная репрезентация культа святого Кирилла Белозерского в основанном им монастыре в XV—начале XVII в. // ТОДРЛ. — СПб.; Росток, 2016. — Т. 64. — С. 365—374. — ISBN 978-5-94668-205-3.
  • Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв. // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. — ISBN 978-5-91674-151-3.
  • Мельник А. Г. Кирилло-Белозерский монастырь как центр почитания русских святых в XVI веке // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». — 2010. — Вып. 12. — С. 67—72.
  • Мельник А. Г. Об интерьерах некоторых храмов Белозерья конца XV — первой половины XVI вв.] // История и культура Ростовской земли. 1993. — Ростов, 1994. — С. 93—101.
  • Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. — СПб., 1910.
  • Сойкин П. П. Кирилло-Белозерскй монастырь в Кирилловском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 126—128. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Шибаев М. А. К вопросу о ранних этапах формирования библиотеки Кирилло-Белоезерского монастыря. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 1(43). — С. 31—35.
  • Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века. Историко-кодикологическое исследование. — СПб., 2013. — 560 с. — ISBN 978-5-98874-092-6.

Ссылки

wikipedia.green

Кирилло-Белозерский монастырь — Википедия

Кири́лло-Белозе́рский монастырь[1] (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

История

Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания преподобного Кирилла сыновьям Дмитрия Донского[2].

В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь за эту услугу.

В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. До петровского времени монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.

Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV века здесь хранились 210 рукописей[3]. Сохранились шесть рукописных сборников за авторством одного только белозерского монаха Ефросина, которому принадлежит, среди прочего, окончательная редакция (и название) поэмы «Задонщина»[4]. На рубеже XV и XVI веков Кириллов монастырь, где подвизался Нил Сорский — один из главных центров движения нестяжателей.

Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведённый в 1497 году артелью ростовских мастеров Успенский собор (сохранился до нашего времени). В XVI веке рядом с Большим Успенским монастырём появился малый Ивановский монастырь.

Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кириллов монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году, стал крупнейшим средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень. Кирилловские настоятели занимали заметное место в церковной иерархии и, как правило, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры[5].

Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой, бояре Михаил Воротынский, Иван Шуйский, Иван Мстиславский, Борис Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), патриарх Никон и др.

Кирилло-Белозерский монастырь в XIX веке

В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с восемью башнями. Внутри стен стояло девять каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 году священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов преподобного Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря[6].

В Смутное время монастырь выдержал в 1612—1613 годах осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.

После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.

Никон, бывший патриарх Московский, был сослан сюда в 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича и провёл здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге отсюда в Москву.

В 1722 году в монастырь приезжал Пётр I. Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов, однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать.

Постепенный закат монастыря продолжался и при следующих правителях. В 1764 году указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма.

В сентябре 1918 года большевики расстреляли настоятеля монастыря Варсонофия (Лебедева), епископа Кирилловского.

Игумены, настоятели и наместники

игумены

архимандриты (c середины XVII века)

епископы Кирилловские (c 1907)

Наместники

Видео по теме

Подворья монастыря

Москва

Одно из самых древних и самых известных подворий монастыря было Кремлёвское Кирилловское подворье — подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Московском Кремле. Подворье находилось недалеко от Фроловских ворот (ныне Спасская башня) при Афанасьевском монастыре. В 1770 году по случаю предложенного к сооружению проекта Баженовского дворца, Кирилловское подворье в Кремле было упразднено, а потом в 1776 году и совсем разобрано. На месте подворья и расчищенных других дворов образовалась обширная площадь[9].

Вологда

В XVII—XVIII веках, когда монастырь относился к Вологодской епархии, его подворье имелось и в Вологде. Каменный храм Кирилла Белозерского на Соляном дворе был построен в 1650—1653 годах (снесён в 1963 году)[10].

Музей

После упразднения монастыря ризница была подвергнута разорению; наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда. Та же судьба постигла и монастырскую библиотеку. Среди вывезенных из белозерской обители книжных сокровищ — наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.

В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило избежать обычных для 1930-х гг. разрушений и сноса исторических памятников. В послевоенное время музей-заповедник развернул реставрационную деятельность, которую курировал, среди прочих, С. С. Подъяпольский. На территорию музея были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей: деревянная церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы; мельница XIX века из деревни Щёлково. В трапезной палате при церкви Введения (1519) действует Музей икон, обладающий достаточно большой коллекцией.

С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Он размещается в архитектурном комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Малый Ивановский монастырь в 1998 году был передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви.

Современность

Кирилло-Белозерский монастырь с Сиверского озера

В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.

В 1998 году зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён иеромонах Игнатий (Молчанов).

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 года игумен Игнатий (Молчанов) освобожден от должности наместника Кирилло-Белозерского мужского монастыря и назначен на должность наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды[11].

Указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия с 14 декабря 2015 исполняющим обязанности наместника монастыря назначен иеромонах Анастасий (Додарчук)[12].

До наших дней почти полностью дошёл иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60 уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковской галерее и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года часть икон была возвращена в Кириллов.

В церкви Кирилла под спудом пребывают мощи прп. Кирилла Белозерского — главная церковная святыня обители.

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).

См. план-схему монастыря.

Церкви

Стены и башни

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *