Каяк что это такое – Каяк — Википедия

Каяк — Википедия

Эскимосский (Инуит) охотник на морских котиков, вооруженный гарпуном, в каяке Эскимосский каяк

Кая́к — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка[1]. Название происходит из эскимосских языков: qajaq (ᖃᔭᖅ [qɑˈjɑq]), qayaq (от qai — «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах). Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Традиционно делался из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах — из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

Современный сплавной каяк из прочного пластика легко выдерживает удары о камни. Видна юбка, закрывающая посадочное место от попадания воды внутрь каяка.

Основные отличия каяка от каноэ:

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла, редко — однолопастным, а на каноэ гребут однолопастным и редко — двулопастным;
  • на каяке гребец сидит на ягодицах, реже — на коленях, тогда как на каноэ — может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома, для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций[источник не указан 313 дней], а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Некоторые современные каяки, так называемые sit-on-top kayak, не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк[править | править код]

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других — это большая длина, (ориентировочно, 5 и более метров), а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.

Морские каяки более вытянутые, что облегчает передвижение по прямой. Также они имеют больший объём для перевозки вещей.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы держать курс, в том числе на волнении, не «зарываться» в волну. Назначение морского каяка — использование в прибрежной зоне в различных погодных условиях — волнение, ветер, прибой и т. п. Поэтому основные требования, которые предъявляются к морским каякам, — это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках могут устанавливаться руль, эластичные элементы обвязки для закрепления различных предметов на деке (например, запасное весло, бутылка с водой, картографические материалы, другое походное оборудование и т. п.), леерную обвязку по периметру борта. Конструкция каяка может предусматривать специальное место для установки компаса, GPS-приемника.

Все современные морские каяки имеют герметичные отсеки, используемые в качестве места для хранения груза. Общая емкость таких отсеков может достигать значительной величины (100—200 литров), что позволяет перемещать весь необходимый для многодневных автономных экспедиций груз. Кроме того, наличие герметичных отсеков позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Некоторые модели морских каяков позволяют устанавливать на них аутригеры.

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка». В английском же языке все они обозначаются одним словом

kayak. В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке «кайəк» означает большую лодку.

ru.wikipedia.org

Каяк — это… Что такое Каяк?

Эскимосский (Инуит) охотник на морских котиков, вооруженный гарпуном, в каяке Эскимосский каяк

Кая́к или

байдарка — тип гребной лодки, одноместные, двух- и даже трёхместные традиционные лодки народов Арктики. Каяк — у эскимосов, байдарка — у алеутов. Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости. Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом, за исключением прототипов и немногочисленного количества лодок, собираемых умельцами кустарным способом.

Современный сплавной каяк из прочного пластика легко выдерживает удары о камни. Видна юбка, закрывающая посадочное место от попадания воды внутрь каяка.

Основные отличия каяка от каноэ:

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ — может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).
Каяк для гребного слалома должен быть лёгким и маневренным, пусть даже ценой некоторой потери устойчивости и прочности.

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озерам или морям. Различают каяки для гребного слалома, для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).


Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak, в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде (бурноводингу). Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других — это большие размеры, а также заостренные и поднятые вверх нос и корма.

Морские каяки более вытянутые, что облегчает передвижение по прямой. Также они имеют больший объём для перевозки вещей.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, — это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке заимствованного термина «каяк». Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются «байдарка», тогда как в английском все обозначается словом kayak. Кроме того, в русском языке термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки.

Ссылки

dic.academic.ru

Каяк — Википедия. Что такое Каяк

Эскимосский (Инуит) охотник на морских котиков, вооруженный гарпуном, в каяке Эскимосский каяк

Кая́к — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной лодки народов Арктики, то же, что и байдарка. Название происходит из эскимосских языков: qajaq (ᖃᔭᖅ [qɑˈjɑq]),

qayaq (от qai — «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах). Традиционно делался из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах — из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

Современный сплавной каяк из прочного пластика легко выдерживает удары о камни. Видна юбка, закрывающая посадочное место от попадания воды внутрь каяка.

Основные отличия каяка от каноэ:

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ — может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).
Каяк для гребного слалома должен быть лёгким и маневренным, пусть даже ценой некоторой потери устойчивости и прочности.

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома, для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки, т. н. sit-on-top kayak, не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других — это большая длина, (ориентировочно, 5 и более метров), а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.

Морские каяки более вытянутые, что облегчает передвижение по прямой. Также они имеют больший объём для перевозки вещей.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы держать курс, в том числе на волнении, не «зарываться» в волну. Назначение морского каяка — использование в прибрежной зоне в различных погодных условиях — волнение, ветер, прибой и т. п. Поэтому основные требования, которые предъявляются к морским каякам, — это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках могут устанавливаться руль, эластичные элементы обвязки для закрепления различных предметов на деке (например, запасное весло, бутылка с водой, картографические материалы, другое походное оборудование и т. п.), леерную обвязку по периметру борта. Конструкция каяка может предусматривать специальное место для установки компаса, GPS-приемника.

Все современные морские каяки имеют герметичные отсеки, используемые в качестве места для хранения груза. Общая емкость таких отсеков может достигать значительной величины (100—200 литров), что позволяет перемещать весь необходимый для многодневных автономных экспедиций груз. Кроме того, наличие герметичных отсеков позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Некоторые модели морских каяков позволяют устанавливать на них аутригеры.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка». В английском же языке все они обозначаются одним словом kayak. В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке «кайəк» означает большую лодку.

См. также

Ссылки

wiki.sc

Каяк — Википедия

Эскимосский (Инуит) охотник на морских котиков, вооруженный гарпуном, в каяке Эскимосский каяк

Кая́к — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной лодки народов Арктики, то же, что и байдарка. Название происходит из эскимосских языков: qajaq (ᖃᔭᖅ [qɑˈjɑq]), qayaq (от qai — «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах). Традиционно делался из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах — из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

Современный сплавной каяк из прочного пластика легко выдерживает удары о камни. Видна юбка, закрывающая посадочное место от попадания воды внутрь каяка.

Основные отличия каяка от каноэ:

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ — может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).
Каяк для гребного слалома должен быть лёгким и маневренным, пусть даже ценой некоторой потери устойчивости и прочности.

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома, для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки, т. н. sit-on-top kayak, не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других — это большая длина, (ориентировочно, 5 и более метров), а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.

Морские каяки более вытянутые, что облегчает передвижение по прямой. Также они имеют больший объём для перевозки вещей.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы держать курс, в том числе на волнении, не «зарываться» в волну. Назначение морского каяка — использование в прибрежной зоне в различных погодных условиях — волнение, ветер, прибой и т. п. Поэтому основные требования, которые предъявляются к морским каякам, — это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках могут устанавливаться руль, эластичные элементы обвязки для закрепления различных предметов на деке (например, запасное весло, бутылка с водой, картографические материалы, другое походное оборудование и т. п.), леерную обвязку по периметру борта. Конструкция каяка может предусматривать специальное место для установки компаса, GPS-приемника.

Все современные морские каяки имеют герметичные отсеки, используемые в качестве места для хранения груза. Общая емкость таких отсеков может достигать значительной величины (100—200 литров), что позволяет перемещать весь необходимый для многодневных автономных экспедиций груз. Кроме того, наличие герметичных отсеков позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Некоторые модели морских каяков позволяют устанавливать на них аутригеры.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка». В английском же языке все они обозначаются одним словом kayak. В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке «кайəк» означает большую лодку.

См. также

Ссылки

wikipedia.green

Что такое каяк? Каяк — это…

Что такое каяк? Каяк — это одноместная закрытая гребная лодка. Хотя существует отдельная категория каяков Seat-on-top, где сидят будто бы на верхней деке, продавленной вниз. Гребут на каяке веслом с двумя лопастями, опускаемыми в воду попеременно.

Рассмотрим, как устроен каяк на примере топового карбонового каяка для фристайла на бурной воде фирмы «GuiGui-Prod».

Верхняя часть каяка, до ватерлинии, называется верхней декой («top deck»):

Дно, днище («hull») каяка:

Нос («bow») каяка, усиленный кевларовой вставкой:

Корма («stern») каяка, также с усилением:

Борта каяка:

Корпус каяка в целом принято называть скорлупой. Внутреннее же устройство лодки называется «outtfiting», «аутфитинг» — оснастка, оборудование.

В носу и корме находятсяпоперечные перегородки, «пиллерсы» («wall», например кормовой пиллерс – «stern wall»).

Задача пиллерсов — сохранение объема лодки при нагрузках, увеличение общей жесткости конструкции.

То место, куда непосредственно садится каякер, гребец на каяке, называется «очко» или «кокпит» («cockpit»).

Садится каякер на сидушку, сляйд («seat»):

У сидушки есть регулируемая спинка («backrest»):

И бедренные упоры:

Кроме этого, существуют упоры коленные и упоры носовые или пяточные(«footbraces»).

Существует множество моделей каяков, как для фристайла, так и для других видов каякинга: сплава, гребного слалома, сиякинга. Все они разные по форме, по материалам изготовления, по длине и объему, но принцип устройства общий.


ergin.ru

Как выбрать каяк правильно

Выбор каяков. Какие каяки существуют, на какие виды делятся и как сделать правильный выбор вы узнаете в следующей статье.

То количество вариантов каяков, которые можно увидеть на современном рынке, просто впечатляет. Это указывает на то, что спрос на подобного рода плавательные средства растет, поэтому производители стараются идти в ногу со временем и стараются предложить потребителям аксессуар, полностью соответствующий им пожеланиям. Только лишь на нашем сайте Вы сможете ознакомиться с более чем 50 моделей каяков от ведущих мировых и отечественных производителей.

Прежде чем осуществлять выбор того или иного каяка, следует четко понимать, для каких целей он предназначен. Важно, чтобы выбранное средство передвижения по воде соответствовало не только техническим, но и эксплуатационным характеристикам, необходимым любителям активного отдыха для комфортного время пребывания. В противном случае, каяк может стать настоящей «головной болью» — прогулки по воде не будут давать удовольствия.

На нашем сайте представлен большой каталог доступных для покупки моделей каяков. Но как правильно выбрать ту или иную модель? На что обратить внимание в первую очередь? На все эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье.


Какие каяки существуют?

Как показывает практика, выбор подходящего плавательного средства для активного отдыха на воде может занимать несколько месяцев. Это не удивительно, ведь очень важно сделать правильный выбор, так как от него зависит дальнейший комфорт и уют.

Чтобы погрузиться в то, какие каяки сегодня представлены на рынке, следует их классифицировать. И сделать это можно по следующим группам.

По способу посадки туриста в лодке

В настоящее время по данному признаку все каяки можно разделить на две группы:

1. Каяки класса «Sit-In» — это плавательное средство, которое подразумевает расположение гребца внутри.

2. Каяки класса «sit-on-top» — средство передвижения по воде, которое подразумевает нахождение гребца сверху, в положении сидя. Следует сказать, что данный тип каяков появился относительно недавно, но так полюбился потребителям, что сегодня пользуется колоссальным спросом.


Типы каяков по варианту конструкции

Что касается деления всех моделей каяков по вышеуказанному признаку, то он подразумевает три группы плавательных средств:

· Разборные каяки (часто их еще называют «каркасными») – это плавательные средства, которые в обычной жизни чаще всего называют байдарками. Чаще всего – это легкие судна, изготовленные из легкого металлического или деревянного каркаса и «обивки», которая покрывает его методом натягивания. В прошлом для этого использовались шкуры животных, сегодня же – специальные синтетические материалы, которые отличаются долговечностью и нетребовательностью в особом уходе. Их главное предназначение – это, как и в прошлые времена, перемещение на длительные расстояния. Их главные преимущества – это возможность компактного складывания, что упрощает хранение и транспортировку.

· Надувные каяки – это плавательные средства, которые, по своей сути, очень сильно напоминают нам привычные надувные лодки. Что касается главных преимуществ данного типа каяков – это высокая грузоподъемность, непотопляемость, компактность и удобство транспортировки. Что касается главных недостатков надувных байдарок – это недолговечность, так как при ее производстве используются синтетические материалы, которые имеют особенность выходить из строя со временем или при механическом повреждении.

· Неразборные каяки (так же каяки данной категории можно назвать с «жестким корпусом») – это вариант плавательных средств, которые отличаются от предыдущих вариантов тем, что корпус лодки полностью монолитен. Что касается материалов, которые чаще всего используются для производства данного класса лодок, то это преимущественно стеклопластик и полиэстер.


В зависимости от предназначения плавательного средства

Теперь следует рассмотреть варианты каяков в зависимости от того, в каких условиях и для чего он может использоваться.

1. Прогулочный каяк – в большинстве своем это одноместная (или двуместная) широкая лодка с повышенной устойчивостью, предназначенная для обыкновенных спокойных прогулок по короткой воде. Их основная особенность заключается в том, что они отличаются широким корпусом и большим кокпитом. Если говорить о недостатках данного типа плавательных средств, следует отметить то, что оно имеет слабую курсовую устойчивость – если у человека нет определенных навыков, то справиться с данной лодкой будет не так уж и просто.

2. Туристический каяк (часто его еще называют «туринговым») – это плавательные средства, которые отличаются самой широкой сферой использования – они подходят и для широких рек, и для узких ручьев, и для морского побережья с высоким уровнем волн. Отличаются более высокой длиной от предыдущего варианта и устойчивостью – ими с легкостью могут подружиться даже новички в данном направлении активного отдыха. Как правило, подобного типа лодки имеют багажные отсеки для еды и снаряжения, поэтому на них можно смело отправиться в несколько дневное путешествие.

3. Морской каяк – средство перемещения по воде, отличающееся большой длиной и заостренной приподнятой вверх носовой частью. Подобное строение специально создано таким образом, чтобы было просто гулять по морю, где большие волны и сильный ветер.

4. Каяки для экстремального отдыха – специальные лодки, которые предназначаются для серфинга, спуска по крутым рекам и т.д. Они должна иметь специальную форму и высоко качество, так как им приходится справляться с серьезными нагрузками.

Если Вы решили приобрести каяк, то мы с радостью готовы помочь Вам осуществить выбор. На нашем сайте представлен большой ассортимент моделей каяков для любых типов активного отдыха: и для рыбалки, и для прогулок по воде, и для туристических и экспедиционных заплывов. Вы обязательно останетесь довольны качеством приобретенной у нас продукции! 


kayak-market.ru

Типы и виды каяков

Типы и классификация каяков

Каяк – это небольшая лодка с плоским днищем и невысокими бортами. Термин «каяк» довольно редко встречается на просторах СНГ, где более привычным является термин «байдарка». Каяки бывают разных типов:  неразборные, разборные и каркасные

По типу конструкции каяки также делятся на два типа на seat — in (что означает внутренняя посадка) и seat-on-top (дословно означает сидеть сверху)


Seat in (сит-ин, или закрытые каяки) – это каяки имеющие кокпит, который может быть закрыт сверху брызгозащитным фартухом. Такие каяки идеально подходят для плавания в холодных водах и длительных экспедиций, поскольку имеют герметичные отсеки для снаряжения. В таких каяках нижняя часть гребца защищена пространством кокпита.

Seat on top (сит-он-топ или открытые каяки) – такие каяки отлично подходят для отдыха на воде и однодневных путешествий. Преимущество открытых каяков – это то что не требуется никаких навыков и умений для их эксплуатации. Они просты в обращении и безопасны. Сам каяк представляет из себя замкнутую цельнопластиковую оболочку, с посадочным местом для гребца. Особенность в том что эти каяки не имеют кокпита и идеально подходят для отдыха и развлечений на воде.

Неразборные каяки по-другому называют жестко-корпусными каяками. При их производстве по большей части используют монолитный способ создания корпуса, а число швов стараются свести к минимуму. Исходный материал для изготовления каяка может быть разным: полиэтилен, стеклопластик, полиэстер, кевлар и еще многие другие материалы.
Неразборные каяки выделяются отличными ходовыми качествами, высокой грузоподъемностью, управляемостью, живучестью. Их оборудуют множеством герметичных грузовых отделений, а сидения считаются наиболее комфортными из всех типов каяков. Все это делает неразборный каяк наиболее популярным среди каякеров.
Размеры неразборных каяков зависят от их назначения и варьируются между 2 и 5,5 метрами по длине и 40-80 сантиметрами по ширине. Иногда, но крайне редко встречаются и более габаритные каяки.
Главными преимуществами неразборных каяков является их прочность и долговечность. На сегодняшний день при производстве каяков используют прочные полимерные материалы, способные выдержать сильные удары о камни, частое трение о дно или режущие предметы (камни, ракушки, стекло). Пробить корпус неразборного каяка очень сложно.

Многие современные неразборные каяки имеют термоизолирующие свойства, ввиду чего их можно эксплуатировать в зоне повышенных холодов, например, в Арктике. Также серьезным преимуществом некоторых неразборных каяков можно назвать их способность самостоятельно выравнивать небольшие деформации корпуса. При получении вмятин от удара о камни, такой каяк можно выставить на солнце, разогреть поверженный участок при помощи фена или полить подогретой водой. Под действием температуры произойдет выравнивание вмятин и к каяку вернется его первоначальный вид.

В неразборных каяках сидения разработаны таким образом, чтобы гребец имел не менее пяти точек соприкосновения корпуса с телом, за счет чего создается возможность управлять каяком как при помощи весел, так и с помощью движений тела. Такая эргономика позволяет подключить к управлению ноги и спину гребца. Благодаря этому, в корпусных каяках можно быстро накрениться в сторону, совершить мгновенный поворот, а также, находясь в каяке и используя лишь весло, совершить «эскимосский переворот», который заключается в принятии нормального положения в том случае, если каяк перевернулся днищем вверх и человек оказался под водой.
Если каяк выбран правильно, то им можно пользоваться для разных видов каякинга со схожими условиями эксплуатации каяка. Однако есть определенные границы, разделяющие каяки по назначению. Высокую роль в выборе каяка играет то, как и где он будет использоваться.
Наиболее универсальными являются морской и экспедиционный каяк. Плавать на них можно везде кроме небольших бурных речек. Дело в том, что габариты таких каяков весьма значительны: от 4,2 до 5,5 метров по длине, что затрудняет управление. Особенно там, где необходимо совершать частые обходные маневры и быстро менять траекторию движения каяка. Для плавания по бурным рекам следует использовать экстремальные каяки, на которых также можно плавать по морю. Следует отметить, что в спокойной воде экстремальные каяки очень неуклюжи.
Начинающие каякеры часто совершают ошибку, желая купить каяк, который можно использовать везде и всегда. Они хотят одновременно устойчивость для рыбалки или ныряния, высокую скорость и маневренность, высокий уровень грузоподъёмности, легкость, мобильность, компактность, прочность и износостойкость, а также удобные сидения, максимальную безопасность и низкую цену.
Поэтому, выбирая каяк, следует четко осознавать, что такой «универсальный каяк» найти не удастся, так как разные условия использования требуют совершенно противоположных характеристик. Некоторые каяки действительно можно эксплуатировать в различных водных условиях, как морской и экстремальный каяк, но совершенно универсального каяка не существует.
Некоторые продавцы могут предложить «универсальный» каяк, однако на самом деле все это просто очень хорошо сбалансированные каяки, которые хороши везде, но понемногу. Полноценно использовать такой каяк не получится ни в одном виде каякинга.
На сегодняшний день в продаже и использовании лидируют корпусные каяки с пластиковым или полиэтиленовым корпусом. При их производстве используют методики по созданию цельнолитых корпусов. Например, с использованием технологий ротационного формирования или выдавливания двух половин каяка из разогретого до высокой температуры пластикового листа, после чего обе части соединяют в одну. Некоторые компании при производстве каяков используют технологии «выдувания» пластика.
Пластиковые каяки очень популярны благодаря высокому уровню износостойкости при сравнительно низкой стоимости. Также довольно популярными становятся каяки из дерева. Однако деревянные каяки по большей части являются произведениями искусства и не используются в серьезных походах, где красивые отполированные борта быстро покрываются трещинами и сколами. Чтобы надолго сохранить красивый внешний вид, деревянные каяки следует использовать очень бережно, плавать только в чистых водах и избегать контакта с камнями. В виду свой «нежности» серийных моделей деревянных каяков очень мало. Распространены такие каяки в основном в Соединенных Штатах Америки и Канаде. Люди, которые имеют опыт по созданию лодок, часто приобретают не сам каяк, а его чертеж или инструкцию, как сделать деревянный каяк собственными руками.

Каркасные каяки

В основе каркасных каяков лежит крепкий, но легкий каркас из дерева или металла, поверх которого натягивается мягкая оболочка. В древности в качестве оболочки таких каяков использовались шкуры животных, в современном производстве вместо них используют долговечные синтетические материалы, благодаря чему за оболочкой практически не требуется ухаживать.

Каркасные каяки с давних пор используются в качестве транспорта для перевозки различных грузов и людей на большие расстояния. Главным преимуществом каркасных каяков по сравнению с другими типами является их компактность. Разобранный каркасный каяк занимает совсем немного места, что довольно удобно в случае его перевозки и хранения.
Для того чтобы собрать и полностью подготовить к эксплуатации каркасный каяк, силами одного человека требуется от 30 минут до часа. На это время влияют такие факты, как модель каяка и опыт собирающего его каякера. На демонтаж каяка и его последующую упаковку в сумку обычно требуется немного больше времени из-за необходимости очистить от грязи и высушить оболочку и каркас.

Главный недостаток всех разборных каяков – разные размеры кормовой и носовой частей. Неопытные каякеры нередко натягивают оболочку неправильно, а затем уже собранный каяк приходится обтягивать по-новому. Из-за этого многие владельцы собирают свой каркасный каяк в начале сезона, а разбирают после его завершения. Транспортировку и хранение каяка приходится проводить в собранном виде, что сводит на нет его главное и единственное достоинство.

По правилам эксплуатации каркасных каяков, укладка и извлечение груза, а также посадка и высадка пассажиров проходят только на плаву. Это необходимо для того, чтобы предотвратить деформацию корпуса и преждевременный износ оболочки. По той же причине нежелательно тащить груженый каяк по суше и мелководью.

Каркасные каяки абсолютно не предназначены для экстремального использования ввиду низкой прочности оболочки и хрупкости каркаса. При ударах о камни, избежать которых во время спуска по бурной реке невозможно, а также при трении о каменистое дно материал оболочки быстро рвется, а вследствие сильных ударов каркас может деформироваться, треснуть и даже лопнуть. В отличие от цельных пластиковых каяков, в каркасных отсутствуют герметические камеры, которые позволяют каяку держаться на плаву даже в случае пробоины корпуса и частичного подтопления.
Посадка гребца в каркасном каяке свободна, из-за чего его управляемость значительно ниже, чем у цельных каяков, так как гребец не может использовать свое тело в управлении. С целью повышения плавучести каркасного каяка вместо груза кладут герметичные емкости с воздухом, а живучесть увеличивают за счет использования оболочек повышенной прочности. Улучшить же управляемость каркасного каяка практически невозможно.
Ввиду всего вышеперечисленного напрашивается вывод, что каркасный каяк предназначен исключительно для походов в спокойных водах, где не требуется совершать резких маневров. Каркасные каяки являются идеальным выходом в случае сложного подступа к берегу, когда необходимо длительное время идти по пересеченной местности, неся его на себе, а также при отсутствии личного транспортного средства, когда возникает необходимость воспользоваться автобусом или электричкой.

Надувные каяки ничем не отличаются от простых надувных лодок, разве что имеют немного другую форму, они намного уже и вытянуты в длину. К достоинствам надувных каяков относится их высокая мобильность, компактность, малый вес, грузоподъёмность и непотопляемость.
К недостаткам можно отнести чрезмерную мягкость в месте сидения, из-за чего дно прогибается под гребцом. Если груз, расположенный в носовой и кормовой частях, не способен компенсировать вес гребца, то каяк деформируется, что сказывается на его ходовых качествах. Сильнее всего этот недостаток проявляется в одноместном надувном каяке. Кроме того, надувные каяки крайне недолговечны ввиду ограничения срока эксплуатации синтетического материала, из которого их изготавливают. При ударах о камни или трении в камерах каяка могут образоваться трещины и проколы. Также иногда случается расклеивание швов.
Несмотря на высокую грузоподъемность, надувной каяк практически не имеет багажных камер, а весь груз располагается рядом с гребцом и при сильной загруженности остается очень мало свободного места. Частично компенсируют это специальные карманы для груза. Также встречаются модели каяков с увеличенным днищем, что делает их похожими на обычные надувные лодки. Однако, несмотря на все эти ухищрения, свободного места в надувном каяке всегда меньше, нежели в пластиковом или каркасном.
Управлять надувным каяком во время сильного ветра сложно, так как его большая часть находится над водой, создавая эффект паруса. Сильные порывы ветра способны легко отнести каяк далеко от намеченного курса, а идти против ветра или просто держать прямой курс становится почти невозможно. Компенсируется этот недостаток при помощи рулевого управления, специальными направляющими плавниками или за счет физической силы гребца.

 

Назначение каяка и характер воды, где он должен эксплуатироваться повлияли на формирование нескольких видов каякинга и, как следствие, видов самих каяков:

Прогулочный каякинг характерен использованием небольших одноместных каяков с короткими корпусами или просторных двухместных каяков, у которых отличные показатели устойчивости. Также существуют виды прогулочных каяков со специальным местом для посадки ребенка. Прогулочные каяки можно легко опознать по массивному корпусу и большому кокпиту. Применяют их только в условиях спокойной воды для кратковременного плавания с целью отдыха.
Недостатком всех прогулочных каяков является плохая курсовая устойчивость. Если у гребца недостаточно навыков, то каяк обязательно начнет вилять или пойдет «зигзагом». Преимуществом таких каяков принято считать высокую устойчивость, что немаловажно для новичков. Перевернуть прогулочный каяк очень сложно, а вместительность, комфорт, герметичное багажное отделение и не слишком большая длина делают его идеальным для проведения семейного отдыха.


Туристический каякинг также иногда называют «туринговым», от английского слова «touring» — путешествие. Самым распространённым классом каяка является именно туристический. Как правило, их используют в озерах и широких реках, где вода отличается спокойствием и предсказуемостью. Также их можно эксплуатировать на морских побережьях.
От прогулочных каяков, туристические отличаются очень сильно. Они намного больше в длину и меньше в ширину, однако очень устойчивы. Даже новички на воде осваивают туристический каяк в кратчайшие сроки. Туристические каяки предназначены для дальних походов, длящихся по несколько дней. Для перевозки продовольствия, питьевой воды, а также всего необходимого в походе инвентаря в таких каяках оборудуют два, три и более багажных отсеков. Улучшить устойчивость туристического каяка можно при помощи системы рулевого управления.
При современном производстве каяков для дальних походов, важную роль занимает комфорт. Мягкие регулируемые сидения и высокая спинка создают комфортные условия, что позволяет снизить усталость гребцов во время длительного плавания. На туристическом каяке часто имеется специальная обвязка для крепления дополнительного багажа, а от носа до кормы протягивают страховочный трос, который выполняет роль перил. Используют тросы для переноски каяка, а также в том случае, если каяк перевернулся и необходимо быстро выбраться из него или, наоборот, забраться обратно. Как правило, туристические каяки одноместные, но бывают и двухместные модели.
Уровень комфорта туристических каяков намного выше по сравнению с прогулочными, а их ходовые характеристики приближены к уровню морских каяков.
Обычно скорость передвижения схожих типов транспортных средств близки по значению и определяются в километрах, пройденных за час. Но скорость передвижения каждого каяка уникальна и зависит от многих факторов, таких как: вес каяка и его груза, сила течения, подготовка гребца. Чем более умел и силен гребец – тем быстрее будет идти каяк. От вида каяка зависит легкость его хода по воде, а чем легче идет каяк, тем меньше сил уходит у гребца на поддержание скорости и, следовательно, он получает больше удовольствия от процесса гребли. Если обобщить все вышесказанное, можно сделать вывод, что в каякинге скоростью каяка является легкость его хода.
Главные факторы, от которых зависит легкость движения каяка по воде – это его длина и ширина. Самые быстрые каяки всегда длинные и узкие, за счет того, что сопротивление воды для них минимально. Морские каяки отличаются самым лучшим соотношением длины и ширины.

Спортивный каякинг

Для плавания по морю используют морской каяк. Его легко отличить от речного благодаря длинному и вытянутому корпусу с заостренными и чуть приподнятыми к вверху носовой и кормой частей. Корпус такой формы позволяет каяку без труда преодолевать морские волны, рассекая их носом, а также предохраняет от постоянного заливания кокпит каяка. Главные характеристики, которые требуются от морских каяков – это высокий уровень непотопляемости, хорошая управляемость и способность преодолевать высокие морские волны.
Разновидностью морского каяка является морской экспедиционный каяк. Корпуса таких каяков объемны и массивны с несколькими просторными багажными отсеками, число которых может быть более четырех. На такие каяки, как правило, устанавливают рулевую систему управления, вдоль корпуса протягивают страховочный трос, а палубу обвязывают веревками для крепления дополнительных грузов. Кроме того, на таком каяке обычно присутствует компас или система GPS-навигации. Для их установки в экспедиционном каяке отведено специальное место.
Морской каякинг — это сложный вид спорта, уровень экстрима которого сравним с экстремальным речным каякингом.
Экстремальный каякинг. На западе он более известен под названием «white-water», что в переводе означает белая вода. Имеется в виду, что вода, по которой необходимо пройти на каяке настолько бурная, что из-за пены приобретает белый цвет.
Каяк для экстремального плавания отличается коротким корпусом, длина которого обычно колеблется в интервале от 2 до 3,5 метров, задранной кверху короткой носовой частью закругленной или плоской формы, а также уменьшенной кормой. На таких каяках обычно совершают спуск по бурной реке с множеством поворотов и обилием различных препятствий.
Как говорилось выше, экстремальный каякинг подразделяют на несколько подвидов, у каждого из которых есть собственный перечень требований к каякам. Обобщив их все, можно сформировать три главных направления в экстремальном каякинге:
«Ривер раннинг» от английского river running, что в переводе означает бег по реке. Такой вид каякинга является классическим и представляет собой спуск по горной реке с преодолением небольших препятствий, например, микро-водопадов, небольших порогов и перекатов.
«Крикинг» от английского creek kayaking, что в переводе означает ручейный каякинг. Как и в «ривер раннинг», смысл такого плавания заключается в спуске по бурной реке и преодоление препятствий. Однако препятствий тут, как правило, больше, а их уровень сложности выше.
«Фристайл каякинг» от английского freestyle kayaking (каякинг свободного стиля), по другому его еще называют play kayaking и rodeo kayaking. Это самый сложный и экстремальный вид каякинга. Во время спуска по бурной реке требуется выполнять различные трюки. Делают трюки на «валу» и «бочке» — волнах с пенной шапкой, которые образуются на реках с быстрым течением.
Фристайл каякинг — это неолимпийский, но всемирно известный вид спорта, который развивается быстро и уверенно. Существует множество различных трюков и фигур, список которых растет с каждым днем. Некоторые из таких трюков, базовые, очень просты и их без труда выполняют даже новички, а другие настолько сложные, что исполнять их в состоянии лишь мастера фристайл каякинга.
С каждым годом появляется все больше новых трюков и моделей каяков, на которых можно выполнить сложнейшие фигуры фристайл каякинга. Также во многих странах регулярно проходят соревнования с различным уровнем сложности, начиная от местных и заканчивая чемпионатами стран и мира.
В каждом подвиде экстремального каякинга есть свои особенности, которые требуют каяк, отвечающий определенным характеристикам, самой важной из которых является управляемость. Требования к высокой маневренности обусловлены необходимостью часто совершать резкие повороты, иногда даже полные развороты одним гребком весла. Скорость и курсовая устойчивость для таких каяков считаются менее важными. В условиях спокойной воды экстремальные каяки очень неуклюжи и неспособны долго идти по прямой линии. Управление таким каяком во время штиля требует значительной сноровки, а также большого затрата сил.
В течение последних лет ведутся активные разработки гибридных каяков с выдвигающимся килем. Плавать на таком каяке можно как в бурной, так и в спокойной воде. Кроме того, в гибридных каяках появилось небольшое багажное отделение. Его недостатком является увеличение затрат времени на совершение маневров.
Кроме управляемости, для экстремального каякинга важную роль играет безопасность гребцов, поэтому производители каяков выделяют много средств на развитие систем защиты гребца от травм во время плавания в каяке.
Несмотря на высокие стандарты по защите гребца, экстремальный каякинг все еще очень опасный вид спорта, и для обеспечения максимальной безопасности каякеры, как правило, страхуют друг друга во время спуска.
Каяки для серфинга – это небольшие, обычно не более 3 метров в длину, плоскодонные каяки, созданные специально для плавания по морю и преодоления волн. По внешнему виду такие каяки схожи с досками для серфинга, и на самом деле являются гибридом между доской и каяком. Очень низкий борт, вздернутый нос и опущенная корма позволяют каяку хорошо и уверенно чувствовать себя на волнах. Для обеспечения максимальной управляемости, к днищу каяка крепят стабилизирующие плавники. Благодаря отличной управляемости, можно использовать каяк для серфинга в экстремальном каякинге. Делятся такие каяки на два вида: seat-on-top и seat-in. В первом гребец может располагаться и сидя, и стоя, а во втором только сидя.

Профессиональный каякинг

Слаломный каякинг — это уже профессиональный вид гребли, который с 1972 года является олимпийским видом спорта, хотя тогда соревнования по нему проводились лишь один раз. Начиная с 1992 года соревнования по слаломному каякингу стали проводиться на Олимпийских играх постоянно. Такая ситуация повлияла на создание жесткой регламентации касательно каяка (его вес и размеры не должны выходить за допустимые рамки), а также сформировались четкие правила проведения соревнований. К ним относится строгий запрет на установку и использование на каяках любых видов стабилизаторов. Для проведения соревнований по гребле слалом существуют специальные комплексы с искусственно созданными руслами и преградами необходимых уровней сложности.
Цель соревнования в слаломном каякинге заключается в следовании по проложенному маршруту, и поэтапному прохождению через специальные «ворота». «Ворота», отмеченные зеленым цветом, проходят по течению, а отмеченные красным цветом – против течения. Победу одерживает тот каякер, который проходит установленный маршрут за минимальное время. Пропускать ворота, а также дотрагиваться до них веслом, каяком или телом строго запрещено правилами. Нарушение правил ведет к начислению штрафных секунд.
Высокая сложность проходимого маршрута ставит слаломный каякинг в один ряд с экстремальным каякингом. Техника этого вида гребли лежит в основе большинства экстремальных видов каякинга, а многие из лучших экстремальных каякеров начинали свою карьеру именно с гребли слаломом.

yeti-kayak.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *