Город сиена в италии – Сиена — Википедия

Содержание

Сиена — Википедия

Сие́на или Сье́на (итал. Siena [ˈsjɛːna]) — город в итальянском регионе Тоскана, административный центр одноимённой провинции, один из крупнейших туристических центров Италии. В Средние века — столица Сиенской республики, средоточие художественной жизни эпохи треченто. Хорошо сохранившийся средневековый центр Сиены находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Покровителем города почитается святой Ансан, празднование 1 декабря.

Древнейший период[править | править код]

По археологическим данным, поселение на месте города существовало в этрусскую эпоху (IX—V вв. до н. э.). Название может происходить от этрусского фамильного имени Сайна (Saina), либо от названия галльского племени сенонов (лат. Saenones), завоевавшего часть Этрурии около 390 г. до н. э. Римский город Сена-Юлия (лат. Saena Julia) был основан на этом месте императором Августом. Первые письменные источники о городе относятся к 70 г. н. э.

Согласно римскому преданию, Сиена была основана Сением (

Senius) и Аскием — сыновьями Рема и, соответственно, племянниками Ромула. Близнецы укрылись на тосканском холме, где позднее и был построен город, получивший по имени Сения название Сиена. Эта легенда нашла отражение в гербе города — младенцы Ромул и Рем, сосущие волчицу. Не исключено также происхождение названия от римского фамильного имени Сениев (Saenii) или от лат. seneo — «быть старым».

Сиена в Средние века[править | править код]

В XII веке горожане Сиены взяли управление городом в свои руки. На протяжении всего XIII века Сиенская республика оставалась одним из самых процветающих государств Италии. Здесь рано стало развиваться банковское дело. Основным соперником Сиены выступала Флоренция, которая пользовалась поддержкой папства. Это заставило Сиену примкнуть к числу проимперских городов Италии (гибеллины). Территориальным диспутам двух республик временно положила конец битва при Монтаперти (4 сентября 1260), в которой флорентийцы потерпели жестокое поражение. В честь победы сиенский художник Дуччо ди Буонинсенья написал для городского собора грандиозный алтарный образ — «Маэсту», которая признана одной из вершин готического искусства в Италии.

Снижение имперского влияния на итальянские дела подорвало политико-экономическое господство Сиены в Тоскане. Способствовали этому процессу и римские папы, наложившие санкции на купцов из враждебного им города. Смена республикой ориентации на пропапскую сопровождалась переменами в составе правящей элиты. В Сиене велось большое строительство, однако вместе с тем не прекращались конфликты различных групп нобилей, купечества и простонародья. Произведения сиенских художников тех лет (т. н. сиенская школа) собраны в музее собора и в художественной галерее палаццо Буонсиньори. В 1240 году распахнул свои двери Сиенский университет.

В 1348 году Сиену опустошила «Чёрная смерть», наступил период экономического застоя и религиозного квиетизма. Он дал католическому миру двух знаменитых святых — Екатерину и Бернардина Сиенских. В эпоху кватроченто (XV век) Сиена окончательно уступила культурное и коммерческое первенство среди городов Тосканы своему извечному сопернику — Флоренции. В годы Итальянских войн, когда просторы Италии разоряли чужеземные армии, Сиеной тиранически правил Рандольфо Петруччи. Его семья сохраняла власть в своих руках до 1524 года.

В 1555 году Сиена была осаждена испанскими войсками. На протяжении 18 месяцев город героически сопротивлялся захватчикам; осаждёнными командовал двоюродный брат французской королевы Екатерины Медичи — маршал Пьеро Строцци. 21 апреля испанские солдаты вошли в город, Сиенская республика была низвержена, через 2 года город был включён в состав великого герцогства Тосканского со столицей во Флоренции. С тех пор Сиена превратилась в политическое и культурное захолустье, новые здания в ней почти не строились, что позволило городу сохранить до наших дней свой средневековый облик.

В новейшее время основное строительство велось в Сиене за пределами средневековых стен города. Благодаря этому в Сиене лучше, чем в других крупных центрах Тосканы, сохранился средневековый город с узкими вьющимися улочками, застроенными старинными палаццо. Средоточием жизни Сиенской республики служила обширная Пьяцца дель Кампо — площадь в форме раковины. Дважды в год на площади разыгрывается красочное средневековое представление — Палио.

На площадь выходит выстроенная в 1297—1310 годах ратуша Палаццо Пубблико с фресками Амброджо Лоренцетти и «Маэстой» Симоне Мартини. К ратуше примыкает символ могущества и независимости средневековой Сиены — грациозная 102-метровая башня Торре дель Манджа, возведённая в 1338—1348 годы. С противоположной стороны площади можно видеть Фонтан Радости, который спроектировал в 1419 году Якопо делла Кверча.

Сиенский собор (Дуомо) — общепризнанный эталон итальянской готики; в крипте — баптистерий со скульптурными работами Якопо делла Кверча, Донателло и Лоренцо Гиберти. К собору примыкает основанная в 1495 году будущим папой Пием III библиотека Пикколомини с фресками Пинтуриккьо. «Маэста» Дуччо перенесена в действующий при соборе музей.

Пьяцца-дель-Кампо, Палаццо Публико и Торре-дель-Манджа

2 июля и 16 августа в Сиене проводится всемирно известный праздник Палио — состязание между сиенскими контрадами, которых насчитывается 17. Состязание заключается в лошадиных бегах на главной площади города — Пьяцца дель Кампо. Из 17 контрад в состязании 2 июля участвуют 10, а 16 августа — остальные 7; на следующий год участники меняются местами (эти 7 выступают 2 июля и к ним по жеребьёвке добавляются ещё три участника из десятки прошлого года). Флаги и гербы контрад вывешиваются на здании Палаццо Коммунале на площади. Заканчиваются гонки шествиями по городу, которые длятся всю ночь. Праздник привлекает тысячи туристов дважды в год. Традиция проведения праздника длится ещё со Средних веков.

На протяжении многих столетий Сиена обладает богатыми традициями в изобразительном искусстве. Список наиболее известных художников Сиенской школы включает Дуччо, Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти, Пьетро Лоренцетти, Мартино ди Бартоломео, Франческо ди Джорджо. Многие из произведений эпохи Возрождения можно увидеть непосредственно в сиенских храмах и палаццо, а также в богатых коллекциях художественных музеев города, таких как Сиенская пинакотека (итал.).

Сиена — университетский город. Почти половину населения города (порядка 20 тысяч человек) составляют студенты. Несмотря на своё расположение в стороне от крупных транспортных путей, Сиена своими памятниками истории и культуры, а также знаменитым Палио ежегодно привлекает тысячи туристов. В 2008 году город посетили 163 000 туристов из-за рубежа. В окрестностях Сиены, в области Кьянти, производится самое знаменитое вино Италии, которое так и называется — кьянти.

Панорама старой Сиены

  • Екатерина Сиенская (1347—1380), итальянская религиозная деятельница и писательница позднего Средневековья, занимавшаяся активной политической и миротворческой деятельностью.
  • Якопо делла Кверча (1371—1438),  итальянский скульптор переходной эпохи от средневековых традиций к стилю Возрождения.
  • Алессандро Пикколомини (1508—1578), итальянский писатель, гуманист, философ и астроном, принадлежавший к знатному сиенскому роду Пикколомини.
  • Джусто Фернандо Тендуччи (1736—1790), композитор и певец-кастрат.
  • Луиджи Муссини (1813—1888), художник и шахматист, директор Института изобразительных искусств в Сиене в течение 37 лет.
  • Бастианини, Этторе (1922 — 1967), оперный певец, баритон.
  • Алессандро Сафина (1963), итальянский оперный и эстрадный певец

ru.wikipedia.org

Сиена (Италия) — все о городе, достопримечательности и фото Сиены

Пьяцца-дель-КампоПьяцца-дель-Кампо

Пьяцца-дель-Кампо — широкая и просторная площадь, сердце старого города. Это одна из крупнейших средневековых площадей Европы, окружённая фасадами исторических дворцов, среди которых доминирует палаццо Пубблико. На площади находится фонтан Фонте Гайя, восстановленный в 19 веке. Пьяцца-дель-Кампо была основана в 1300 году и на протяжении многих столетий является центром городской жизни.

Палаццо Пубблико Палаццо Пубблико 

Палаццо Пубблико — готическая ратуша, построенная в конце 13-го — начале 14 века из травертина и кирпича. В центре первого этажа находится герб семьи Медичи, которые управляли Сиеной в 16 веке как великие князья Тосканы. Интерьер палаццо Пубблико сохранился просто замечательно. Здесь можно посмотреть на старинные фрески и посетить музей истории города. Архитектурной доминантой ратуши является высокая башня Торре-дель-Манджа. Она имеет высоту 102 метра, а чтобы подняться на её смотровую площадку нужно преодолеть 400 ступенек.

Санта-Мария-АссунтаСанта-Мария-Ассунта

Санта-Мария-Ассунта — кафедральный собор, построенный по проекту Джованни Пизано. Считается одним из самых красивых образцов готического стиля в Италии. Собор имеет мраморный фасад из полос мрамора разного цвета. В нём хранится больше шедевров и художественных сокровищ, чем во многих престижных музеях: работы Пизано, шедевры Донателло, Бернини и многих других. Одна из самых необычных вещей в Сиене — незавершённый фасад собора, который в 14 веке должен был расширить существующую церковь и создать новый неф, длиной 100 метров, оставив оригинальный неф в качестве трансепта этого гигантского здания.

Баптистерий Баптистерий 

Баптистерий расположен рядом с кафедральным собором. Построен в 1325 году и является одним из самых важных религиозных объектов в Сиене. Внутри расположены старинные фрески.

Национальная галереяНациональная галерея

Национальная галерея — расположена в стенах элегантного готического палаццо 15 века. Содержит картины сиенских художников 12-16 веков.

Сан-ДоминикоСан-Доминико

Сан-Доминико — строгое кирпичное здание в цистерцианском готическом стиле, построенное в 13 столетии. В 1340 году была возведена венецианская колокольня, которая очень выделяется в архитектуре церкви. 

Сан-ФранческоСан-Франческо

Сан-Франческо — готическая церковь, строительство которой было начато францисканским орденом в 1326 году и продолжалось до 15 века. Колокольня была построена в 18 веке. К церкви примыкает Ораторио-ди-Сан-Бернардино, построенный в 15 веке. Здесь часто проповедовал францисканский монах Бернардино из Сиены. На верхнем этаже представлены впечатляющие фрески XVI века.

Санта-Мария-делла-Скала Санта-Мария-делла-Скала 

Санта-Мария-делла-Скала — церковь и древняя больница, построенная в 13 веке и радикально перестроенная в 15 веке. Считается одной из первых в Европе больниц и одна из старейших в мире, которая все ещё работает. На главной апсиде расположена большая фреска 18 века Себастиана Конки. На алтаре уделите внимание бронзовому Христу работы Векчиетта. Это шедевр ренессансной скульптуры, который сравнивают с работами гениального Донателло.

Монастырь св. ЕкатериныМонастырь св. Екатерины

Монастырь св. Екатерины построен на месте, где стоял дом одной из самых почитаемых святых Римско-католической церкви. Екатерина родилась в Сиене и была дочерью местного красильщика.

Санта-Мария-дельи-СервиСанта-Мария-дельи-Серви

Санта-Мария-дельи-Серви — романско-готическая церковь, расположенная в юго-восточной части старого города Сиены. Была построена в 13 веке, а затем перестроена в 15-16 столетиях. Интерьер церкви украшают несколько интересных произведений искусства. Недалеко находятся внушительные Порта Романо — древние городские ворота.

СалимбениСалимбени

Салимбени — готический дворец на одноимённой площади, которую образуют фасады трёх исторических зданий. Сама площадь до 18 века была дворцовым садом. В зданиях палаццо Салимбени расположен головной офис банка Монте-деи-Паши-ди-Сиена — одного из старейших в Италии, основанного в 1472 году. 

traveller-eu.ru

Сиена, Италия — все о городе с фото

Основные моменты

Сиена, окруженная виноградниками и оливковыми рощами, располагается в северной части Крете-Сенезе, местности, где невысокие холмы округлых очертаний купаются в лучах теплого золотистого света. Один из прекраснейших городов Тосканы, Сиена стоит на трех холмах, соединенных целым лабиринтом запутанных улочек и крутых переулков. Потрясающая булыжная площадь Пьяцца дель Кампо расположена в центре города, здесь же стоит величественный городской собор. В Сиене находится один из старейших университетов Европы, поэтому в старинном городе царят оживленная атмосфера и кипучая жизнь.

В Сиене, входящей нет кварталов, есть только «городские трети». Основные улицы пересекаются у Кроче-дель-Травалья рядом с Пьяцца-дель-Кампо, на юге — Терцо-ди-Читта с Виа-ди-Читта и местами вокруг собора, что стоит в самом высоком месте города, на севере — Терцо-ди-Камоллия с Виа-Банки-дп-Сопра и ее элегантными палаццо, на востоке — Терцо-ди-Сан-Мартино с деловой Виа-Банки-ди-Сотто.

История

Город был основан как поселение этрусков на вершине холма, однако к 30 г. н.э. римляне установили здесь военный форпост. В VI в. пришли ломбардцы, за которыми последовали франки. Между IX и XI вв. церковь играла важную роль в управлении городом, однако вскоре горожане заявили о своем праве на ведение дел.

Богатство и военное могущество города быстро росли, и между Сиеной и Флоренцией возникли серьезные разногласия, поскольку оба города стремились к расширению территории. Между этими городами произошло немало сражений, наконец Сиена вошла в состав флорентийского государства. Несмотря на неспокойные времена, в 1150-1300 гг. город процветал, и были выстроены многие шедевры городской архитектуры, в частности Сиенский собор. Однако в 1348 г. в Сиене разразилась эпидемия чумы, от которой погибло три пятых части населения, после чего город очень долго приходил в себя.

Достопримечательности Сиены

Пьяцца-дель-Кампо

Сердце города — полукруглая Пьяцца-дель-Кампо, площадь, по форме напоминающая половину чаши; она раскинулась перед мощным зданием палаццо Пубблико, вместе они составляют один из прекраснейших городских ансамблей. Мраморный Фонте-Гайя в северной части площади — копия шедевра Якопо делла Кверча, оригинал находится в палаццо Пубблико.

Палаццо Пубблико

Палаццо Пубблико, величественная готическая постройка из кирпича и травертина, был возведен в 1297-1310 гг., верхний этаж невысокой пристройки появился только в 1680 г. Сбоку на 102 м вознеслась возведенная в 1338-1348 гг. Торре-дель-Манджа. У основания башни стоит возведенная в 1352 г. после большой эпидемии чумы Капелла-ди-Пьяцца в форме лоджии, позже переделанная в стиле ренессанс. Залы Палаццо-Пубблико украшены фресками мастеров сиенской школы, в которых отразились представления горожан XIV и XV вв. Один из самых волнующих образцов можно увидеть в Сала-делла-Паче: это фрески Амброджо Лоренцетти «Последствия хорошего и дурного правления», воспринимавшиеся как многозначительные намеки на Сиену. В Сала-дель-Маппамондо -две фрески Симоне Мартини, написанные в 1315 или 1330 г. На втором и третьем этажах в Мусео Чивико представлены чертежи, картины и документы, связанные с историей города, на четвертом этаже — галерея с оригиналами скульптур Фонте-Гайя.

Лоджиа-делла-Мерканци

От северо-западной части Кампо ступеньки ведут к Лоджиа-делла-Мерканция, построенному в 1428-1444 гг. зданию старинного коммерческого суда. Рядом с Кроче-дель-Травальо пересекаются главные торговые и туристические улицы города.

Пикколомини

С восточной стороны на Пьяцца-ди-Кампо выходит палаццо Пикколомини, едва ли не самый красивый ренессансный дворец города. Его возвел в 1469 г. Нанни Пикколомини, отец паны римского Пия III. Сегодня в нем размещен городской архив, где, в частности, хранятся рукописи Данте и св. Катарины Сиенской, а также собрание «tavole di biccherna» -деревянных обложек расходных книг, которые вели с XIII в.

Баптистерий Сан-Джованни

От Пьяцца-дель-Кампо по Виа-Деи-Пеллегрини можно дойти до возведенного правителем города Пандольфо Петруччи Палаццо-дель-Магнифико, а оттуда к району собора. С маленькой Пьяцца-Сан-Джованни можно видеть высокие хоры собора, с XIV в. возвышающегося над баптистерием Сан-Джованни — к сожалению, его прекрасный фасад остался незавершенным. Внутри баптистерия — фрески 1450 г. и выполненная в 1417-1430 гг. Якопо делла Кверча крещальная купель, бронзовые рельефы которой были сделаны Донателло и Лоренцо Гиберти.

Собор Сиены

От баптистерия необходимо вернуться на Соборную площадь, самое высокое место города. Сначала вы окажетесь на том месте, где должен был находиться центральный неф нового собора. В 1339 г. было решено собор расширить, что превратило бы его в самую большую готическую постройку Италии, однако из-за ошибок строителей, а также после чумы 1348 г. перестройку отменили.

Сегодняшний собор Санта-Мария-Ассунта — одна из самых впечатляющих культовых построек Италии, строительство его начато было в середине XII в. и завершено в 1264 г. после возведения купола на четырехугольном основании; около 1317 г. были расширены хоры над баптистерием. В 1284-1298 гг. Джованни Пизано выполнил нижнюю часть фасада из красного, черного и белого мрамора, в 1376-1380 гг. — верхнюю. Богатое скульптурное убранство обновлено в основном в 1869 г., мозаики выполнены только в 1877 г. Колокольня выглядит весьма элегантно благодаря темноватым инкрустациям и аркадам, число коих возрастает снизу вверх.

Интерьер собора производит необычное впечатление из-за сменяющих друг друга плит черного и белого мрамора. Совершенно уникален мраморный пол с пятьюдесятью шестью инкрустированными изображениями сцен от сотворения мира до Распятия Христа, создававшимися между 1369 и 1547 гг. более чем сорока художниками. К сожалению, для сохранения пола его почти всегда закрывают, и увидеть его можно только по праздничным дням, а также с конца августа до начала октября. На главном карнизе центрального нефа находятся сто семьдесят два терракотовых бюста, изображающих римских пап, а также тридцать шесть медальонов с портретами императоров Священной Римской империи XV-XVI вв. Выдающимся произведением искусства является кафедра из белого мрамора, украшенная красивыми рельефными изображениями сцен из Нового Завета, созданная в 1266-1268 гг. Николо Низано. Большой центральный алтарь — работа Балдассаре Перуцци.

Советуем также обратить внимание на позднеготические скамьи хора. В левом трансепте необходимо осмотреть капеллу Иоанна Крестителя с фресками Пинтуриккио, портал работы Маррина и бронзовую статую Иоанна Крестителя работы Донателло. В нравом трансепте — Капелла Киджи, которой по проекту Бернини в 1059-1662 гг. был придан барочный облик.

Библиотека собора

Из левого нефа можно попасть в знаменитую библиотеку собора, одно из самых прекрасных и хорошо сохранившихся созданий Ренессанса. Она была построена в 1492 г. кардиналом Франческо Пикколомини, впоследствии папы Пия III, в память о его родственнике Энеа Сильвио Пикколомини, известного как папа Пий II. Позже, в 1502-1509 гг., библиотека была расписана красочными фресками Пиитуриккио и его учеников, изобразивших сцены из жизни Пикколомини. Стена Либрерии является шедевром декоративной пластики работы Лоренцо ди Мариано.

Музей собора

В боковом нефе собора, том самом, что некогда планировали перестроить, музей собора выставляет знаменитые «Маесту» Дуччо ди Буонисеньи и «Рождество Мадонны» Пьетро Лоренцетти. Дворец архиепископа слева от собора — ранний пример исторического стиля в архитектуре. Прямо напротив — Спедале-ди-Санта-Мария-делла-Скала. Зал для паломников (для его осмотра необходимо записываться заранее) украшен фресками Д. ди Бартоло 1440-1443 гг., изображающими монахинь, ухаживающих за больными. В левом крыле расположен национальный археологический музей.

Национальная Пинакотека

К юго-востоку от собора — Палаццо-Буонсиньори, кирпичное сооружение начала XV в., там открыта Национальная пинакотека, где выставлено замечательное собрание сиенской живописи XII-XVI вв. Лучше всего здесь представлено творчество Гвидо да Сиены, Дуччо ди Буонисеньи, Амброджо и Пьетро Лоренцетти, Симоне Мартини, Джованни ди Паоло, Пиитуриккио и уроженца Ломбардии Джованни Антонио Бацци по прозвищу Содома.

Виа-ди-Читта

На Виа-ди-Читта ниже собора расположены Палаццо-Пикколо-делле-Папессе, предназначавшийся Катерине Пикколомини, сестре Пия II, и возведенный около 1320 г. Палаццо-Киджи-Сарачини, где сегодня находится Академия Мусикале Киджиана. У бакалеи Маньянелли (№ 71-73), основанного в 1879 г. прекрасного магазина деликатесов — привлекательность иного толка.

Дом св. Екатерины

На Виа-Санта-Катерина стоит дом, где родилась св. Екатерина Сиенская, и молельня, воздвигнутая через три года после причисления ее к лику святых в 1464 г. Эта святая, у которой всю жизнь были мистические видения, была двадцать пятым ребенком красильщика Бенинкаса; это она сумела добиться в 1377 г. возвращения папы римского Григория XI из авиньонского плена в Рим.

Церковь Сан-Доменико

В западной части Сиены возвышается напоминающая крепость церковь Сан-Доменико, кирпичная постройка с зубчатой колокольней. В капелле справа от входа — фреска, написанная в 1380 г. Андреа Ванни, -|единстветвенное правдивое изображение св. Екатерины. У стены правого нефа вход в капеллу Св. Екатерины, где можно увидеть фрески, написанные Содомой около 1526 г. В мраморной дарохранительнице 1466 г. покоится голова святой. Главный алтарь украшен балдахином и двумя ангелами работы Бенедетто да Майано.

Форт Санта-Барбара

От Сан-Доменико по Вьяле-деи-Милле можно попасть к форту Санта-Барбара, сооруженному в 1560 г. герцогом Козимо I Медичи; там сейчас работает театр под открытым небом. В Энотека Итальяна можно пройти через закусочную на террасу и насладиться еще и видами итальянских виноградников.

Транспорт

За исключением нескольких улиц, в Сиене запрещено ездить на личном транспорте — что, конечно же, совершенно не означает, что в городе нет машин! На Пьяцца-Сан-Доменико прибывают автобусы; водители должны следовать указаниям дорожных знаков и оставлять свои машины в местах, предназначенных для парковок, или же на стоянках, расположенных вдоль городских стен. Вокзал находится вне стен старого города, примерно в 2 км от центра.

Покупки

Самые большие и дорогие магазины можно найти на Виа-ди-Читта и Виа-деи-Банки-ди-сопра, такие, как Drogheria Manganelli (Виа-ди-Читта, 71-73), где начиная с 1879 г. пекут всевозможные пирожные, включая знаменитый панфорте (сиенский пирог с фруктами). Королем кафе и кондитерских в Сиене является династия Наннини. Посему всякий новоприбывший просто обязан посетить по крайней мере один их бар или кафе. Настоящие чудеса кондитерского искусства можно найти в принадлежащем также Наннини заведении Конка-д’Оро (Виа-Банки-ди-Сопра 24). Желающим купить вино советуем посетить Энотеку Итальяна на Пьяцца-Маттеотти (Piazza Matteotti, 30) или энотеку в Форте-ди-Санта-Барбара (Forte di Santa Barbara). Красивые аксессуары, особенно от Алесси, можно найти у Дитта-Муццн-Серджио на Виа-деи-Термини (Via dei Termini 97).

Единый билет

Сиена предлагает туристам единый билет (biglietto cumulativo) на 2 дня или на 7 дней — более дорогой, но дающий доступ в большее количество мест (Бюро информации для туристов).

Справки

Piazza del Campo 56, Siena;
Тел.: 05 77 28 05 51;
Факс: 05 77 27 06 76;
www.sienaturismo.it
www.sienaweb.it

Палео

Дважды в год, 2 июля и 16 августа, на Пьяцца дель Кампо проходит палео — скачки на неоседланных лошадях по булыжным мостовым, в которых соревнуются 17 административных районов города, торжественные процессии, участники которых наряжены в разноцветные средневековые костюмы, шумные оркестры под предводительством барабанщиков с развевающимися флагами. Эти скачки проводятся уже как минимум 500 лет, однако они продолжают более раннюю традицию и являются живой частью истории Сиены.

Когда приехать

В июле или августе, чтобы попасть на Палео.

Что посмотреть

  • Палаццо Публико и Торре дель Манджа — дворец, построенный в XIII в. для республиканского правительства, и башня.
  • Средневековый городской собор с планом в форме латинского креста.
  • Как снаружи, так и внутри он отделан полосатым бело-черным мрамором.
  • Черный и белый — символические цвета Сиены, ассоциируемые с белой и черной лошадями легендарных основателей города, Сения и Аския.
  • Музей Опера дель Дуомо — здесь размещаются лучшие в Сиене живописные полотна и скульптуры, включая шедевры итальянской готики и Ренессанса.
  • Национальная пинакотека — чудесная художественная галерея с экспозицией произведений искусства 1200-1300 гг.
  • Пьяцца дель Кампо в форме раковины находится в самом сердце Сиены и вот уже много веков служит центром городской жизни. Она считается одной из самых нарядных площадей Европы, именно здесь проходят бега, устраиваемые в городе каждый год в июле или августе.
  • Церковь Сан Доменико.
  • Окрестности Сиены

    Крете

    К юго-востоку от Сиены расположена Крете, местность, покрытая холмами, причудливо изборожденными эрозией. Ее можно хорошо рассмотреть по дороге к Ашияно, красивому городку, где находится заслуживающий внимания Музей этрусков.

    Аббатство Монте-Оливето-Маджоре

    В десяти км отсюда стоит впечатляющее аббатство Монте-Оливето-Маджоре, основанное в 1313 г. сиенским правоведом Бернардо Толомеи; это монастырь ордена оливетанцев, конгрегации бенедиктинцев. Строительство продолжалось с 1387 по 1514 г., терракотовые скульптуры над входом созданы Лукой делла Роббиа, в клуатре сильное впечатление производит цикл фресок «Жизнь св. Бенедикта», начатых в 1497 г. Лукой Синьорелли и законченных в 1505 г. Содомой.

    Деревня Монтериджиони

    Примерно в 10 км от Сиены по дороге на Сан-Джиминьяно на горе расположено маленькое местечко с мощными крепостными укреплениями. Речь идет о маленькой деревушке Монтериджиони, привлекающей туристов двумя замечательными ресторанами.

    Город Колле-Валь-д’Эльза

    В 10 км к северо-западу находится Колле-Валь-д’Эльза, средневековый верхний город Колле-Альта украшает барочный собор, по соседству — археологический музей и Палаццо-деи-Приори, где работает городской музей, и дом-башня, где родился Арнольфо ди Камбио, первый строитель флорентийского собора.

    wikiway.com

    Сиенская республика — Википедия

    Сиенская республика (итал. Repubblica di Siena) — город-государство в Италии, существовавшее в 1147—1555 годах. Республика занимала южную часть Тосканы с центром в городе Сиена и на протяжении нескольких веков выступала основным конкурентом и противником Флоренции в Средней Италии. Экономический расцвет Сиены пришёлся на XII—XIII века, когда республика стала одним из крупнейших финансовых и торговых центров Италии и Европы, а также культурным центром итальянского Проторенессанса. Начиная с XIV века Сиенская республика оказалась расколота на несколько враждующих партий, борьба которых за власть значительно ослабила государство и не позволила создать эффективную демократическую политическую систему. Тем не менее республиканские традиции Сиены воспрепятствовали установлению монархического правления: синьория Петруччи на рубеже XV—XVI веков просуществовала чуть более тридцати лет. В период Итальянских войн Сиена оказалась под протекторатом Испании, а попытка восстановления республиканского правления в 1552—1555 годах провалилась. После битвы при Марчиано территория Сиены была присоединена к Флорентийскому герцогству.

    Ранняя коммуна в Сиене (конец XI — первая половина XIII веков)[править | править код]

    Формирование коммуны[править | править код]

    Маркграфство Тоскана в конце XI века

    Возрождение Сиены после нескольких столетий войн и опустошений, сопровождавших Великое переселение народов, началось в середине VII века, когда было восстановлено Сиенское епископство. Светское управление в городе осуществлялось назначаемыми должностными лицами Лангобардского королевства, а после завоеваний Пипина Короткого и Карла Великого — франкскими графами. В начале IX века образовалось небольшое Сиенское графство (контадо, от итал. conte — граф), подчинённое маркграфам Тосканы. В его состав вошла территория между долиной Эльзы, холмами Кьянти и болотами Мареммы. Отсутствие сильной власти в Тоскане вообще, а в Сиене в частности, способствовало росту влияния сиенского епископа, который хартией императора Генриха III 1035 года был наделён правом управления городом и окружающей областью. Графам Сиены не удалось установить контроль над сиенским контадо, распавшимся на множество земельных владений отдельных феодальных родов.

    С развитием торговли и укреплением городской экономики в конце XI века в Сиене возникла коммуна, представлявшая интересы горожан во взаимоотношениях с епископом и графами. Смерть маркграфини Матильды Тосканской в 1115 году, которая привела к образованию вакуума власти в Тоскане, ускорила развитие городского самоуправления.

    Под 1125 годом впервые упоминается коллегия консулов в Сиене, ставшая фактически правительством города. Консулы избирались на всеобщем собрании горожан на годичный срок и обладали высшей судебной и исполнительной властью в рамках коммуны, постепенно вытесняя из управления епископов. Хотя обычно переход власти в Сиене к коммуне датируется 1147 годом, этот процесс растянулся на несколько десятилетий.

    В борьбе за инвеституру горожане Сиены выступили на стороне императора и гибеллинов, а епископ поддержал гвельфов. В 1170 году восставшие сиенцы изгнали своего епископа. После его возвращения он был лишён контроля над городским управлением и подчинён коммуне. В результате к концу XII века вся власть в Сиене перешла в руки коммуны. Это было официально зафиксировано императором Генрихом VI в хартии 1186 года, в соответствии с которой Сиенская городская республика была признана суверенным государственным образованием, управляемым коллегией консулов и обладающем властью над городом, контадо и территорией епископства Сиены. Юридически республика подчинялась императору Священной Римской империи, однако фактически этот сюзеренитет был чисто номинальным.

    Экономическое развитие Сиены в XII—XIII веках[править | править код]

    Сиенский динарий XII века

    XII век ознаменовался бурным развитием экономики Сиены, что позволило республике занять одно из центральных мест в политической системе Средней Италии. Особенно быстрыми темпами развивалось банковское дело. Банкирские дома Салимбени и Толомеи распространили свои операции по всей территории Западной Европы, ссужая деньгами папскую курию, императоров Священной Римской империи и королей Франции. До середины XIII века именно Сиена являлась важнейшим финансовым центром всей Италии, пока не была вытеснена усилившимися банковскими домами Флоренции. Сиенский серебряный динарий (итал. denaro), чеканка которого началась в середине XII века, являлся одной из основных европейских валют до появления золотого флорина.

    Кафедральный собор Сиены

    Второй ведущей отраслью хозяйства ранней Сиенской республики являлась торговля. Сиена находилась на важном торговом пути из Рима во Францию (итал. via francesca), что благоприятствовало складыванию в городе крупного европейского торгового центра. Наиболее влиятельный купеческий род Сиены — Буонсиньори — стал одним из основных поставщиков товаров (предметы роскоши, ткани и одежда, продовольствие) для дворов папы, императора и других правителей Италии и Западной Европы. Однако торговая деятельность республики носила по-преимуществу посреднический характер: собственная промышленность в Сиене была относительно слабо развитой и не получила такого развития, как, например, в соседней Флоренции. Определённое значение имела лишь переработка шерсти и текстильное производство. Вследствие слабости ремесленного производства цехи в Сиене так и не приобрели того влияния, как в более развитых в промышленном отношении городах Средней и Северной Италии, и не стали ядром государственной системы республики. Значительную силу имели лишь торговые корпорации и именно они внесли основной вклад в экономический подъём Сиены.

    Пьяцца-дель-Кампо в Сиене

    Расцвет торговли и банковского дела в Сиене в XII веке способствовал интенсивному градостроительству. Это время считается периодом наивысшего подъёма сиенской архитектуры романского стиля, воплотившегося в строительстве таких шедевров итальянской архитектуры, как кафедральный собор Сиены и Пьяцца-дель-Кампо. Их возведение началось в XII веке, однако продолжалось достаточно долго, чтобы впитать в себя готические элементы. Пьяцца-дель-Кампо с возведённым на ней в XIV веке Общественным дворцом (итал. Palazzo Pubblico) в настоящее время считается одной из красивейших площадей Европы.

    Завоевание контадо и борьба с Флоренцией[править | править код]

    Вскоре после своего образования городская коммуна Сиены повела борьбу за контроль над сиенским контадо. В серии нескольких военных кампаний городское ополчение подчинило близлежащие населённые пункты и разрушило основные замки феодалов региона. В 1168 году был захвачен город Ашано, а к концу XII века республика добилась контроля над всей территорией контадо. Дворяне были переселены из своих замков в город и превратились в граждан Сиенской республики.

    Хотя суверенная власть над землями округи перешла в руки коммуны, местные дворянские роды, оказавшись включёнными в социальную систему города, приобрели значительное влияние в Сиене и органах управления республики. Завоевание Сиеной контадо было признано императором Генрихом VI в 1186 году, который даровал республике инвеституру на бывшее сиенское графство.

    Главным политическим противником и основным торгово-финансовым конкурентом Сиены стала Флорентийская республика, также боровшаяся за гегемонию в Тоскане. Общая граница между этими двумя коммунами обостряла ситуацию и вела к практически постоянным военным конфликтам. В этом противостоянии каждая из сторон поддерживала оппозиционные группировки в коммуне противника (прежде всего, нобилитет). Так, Сиена постоянно блокировалась с аристократическим домом Гвиди, боровшимся против власти коммуны во Флоренции. Сиено-флорентийский антагонизм наложился на общеитальянскую борьбу гвельфов и гибеллинов: Флоренция стала одним из главных союзников папы, тогда как Сиена поддержала императора. Однако перевес в конфликте двух республик практически всегда находился на стороне Флоренции. Лишь в середине XII века Сиене удалось установить контроль над Поджибонси, важной крепости в долине Эльзы, однако борьба за Кьянтийские холмы завершилась неудачно: бо́льшая часть этой области по третейскому суду 1203 года отошла Флоренции. В 1197 году на общем конгрессе коммун Тосканы в Сан-Дженезио было принято решение о разделе сфер влияния, что позволило Сиене к 1202 году захватить Монтепульчано и Монтальчино, однако результатом новой сиено-флорентийской войны 1207—1208 годов стал отказ Сиены и от Поджибонзи, и от Монтепульчано.

    Более успешным было южное направление территориальной экспансии Сиенской республики: в 1224 году было присоединено Гроссето, город, доминирующий над самой южной частью Тосканы и частью побережья.

    С вхождением Гроссето в состав республики осложнилась внутренняя обстановка в Сиене: в южной Тоскане огромное влияние имел мареммский аристократический род Альдобрандески, выдвинувший претензии на свою долю власти в Сиене. С другой стороны, военные отряды Альдобрандески позволили значительно укрепить сиенскую армию и возобновить борьбу с Флоренцией. В 1229 году сиенцы осадили Монтепульчано, что вызвало затяжную войну против Флорентийской республики. Хотя в 1232 году Монтепульчано было захвачено, а две попытки флорентийцев осадить Сиену были отбиты, более сильная в экономическом и военном отношении Флоренция в итоге вновь одержала верх: по миру 1235 года Сиена отказалась от претензий на Монтепульчано.

    Система управления ранней коммуны в Сиене[править | править код]

    В XII веке высшим органом власти Сиенской республики являлось всеобщее собрание горожан (итал. parlamento), на котором ежегодно избиралась коллегия консулов — главный исполнительный и судебный орган коммуны. При консулах действовал Совет колокола, в состав которого входили аристократы и верхушка финансово-торгового патрициата. Совет колокола концентрировал в своих руках руководство внутренней и внешней политикой республики и контролировал работу консулов. Существовали также временные комиссии (бальи; итал. balia), формируемые для определённой цели (руководство военными действиями, судебные процессы). Эта система органов управления коммуной была зафиксирована в конституции 1179 года, одной из первых писанных конституций итальянских государств.

    Развитие экономики и укрепление недворянской торгово-финансовой верхушки населения, а также необходимость вести борьбу за подчинение контадо и соседних коммун к концу XII века обострили внутриполитическую ситуацию в Сиене. Выступления пополанов против нобилей, полностью контролировавших органы управления республикой, грозили перерасти в гражданскую войну. Лишь вмешательство Франциска Ассизского смогло остановить разрастание конфликта и достичь компромисса между враждующими сторонами. Система власти в республике была перестроена.

    В 1199 году (окончательно в 1212 году) на смену коллегии консулов пришёл институт подеста́ — наёмного градоначальника, избираемого, обычно, из иностранцев, для руководства военными силами коммуны. В Совет колокола, фактическое правительство республики, вошли как представители нобилей (100 человек), так и верхушка пополанов (50 человек). Новая система являлась выражением паритета в силах между аристократической и торгово-ремесленной прослойками общества, однако достигнутое равновесие было непрочным. Уже в начале XIII века пополанская часть населения организовала собственную «малую коммуну» для отстаивания своих интересов.

    В 1236 году произошёл государственный переворот: власть подеста была свергнута, а новым верховным органом управления стал Совет Двадцати четырёх (итал. Ventiquattro), половина членов которого избиралась от нобилей, а другая половина — от пополанов. Совет Двадцати четырёх сконцентрировал в своих руках всю внутреннюю и внешнюю политику республики, руководство административной системой и получил право разработки законопроектов, превратившись в правительство Сиены. Новая форма компромисса оказалось более прочной и просуществовала до 1270 года. Общегородское собрание было полностью вытеснено из структуры управления. Вместо него источником власти стал Совет колокола, в который входили около трёхсот депутатов, избранных в равных долях от трёх городских округов Сиены. Совет колокола обладал высшей законодательной властью в республике, решал вопросы войны и мира, выбирал высших должностных лиц государства. Из своего состава Совет выделял специальные комиссии, ответственные за наиболее важные аспекты политической жизни страны. Особое место занимали комиссия Тринадцати стражей, являющаяся гарантом сохранения конституционного устройства республики и обладающая правом законодательной инициативы, а также комиссия Четырнадцати провведитори, руководившая финансово-торговой политикой республики и осуществлявшая функции казначейства. Формальным главой государства оставался подеста, избираемый Советом колокола и председательствующий на его заседаниях. Подеста также возглавлял вооружённые силы республики и направлял работу правительства. Постепенно, однако, исполнительные полномочия подесты были сильно сокращены, а он превратился в верховного судью Сиены. Помимо армии республики существовало также ополчение пополанов, которое возглавлял капитан народа — лидер «малой коммуны» и главный представитель интересов пополанов в органах власти Сиены. В 1262 году был принят закон, согласно которому не менее половины должностных лиц республики должны были избираться из пополанов. Однако в Сиене пополаны не добились абсолютного доминирования в системе власти, как это произошло во Флоренции.

    Торжество и падение гибеллинов[править | править код]

    Экспансия Сиенской республики в XII—XV веках

    К середине XIII века Сиена стала главной опорой гибеллинов в Тоскане и одним из важнейших союзников императора в Италии. В результате сиено-флорентийское противостояние приобрело общеитальянский масштаб. В 1251 году из Флоренции были изгнаны гибеллины, которые нашли убежище в Сиене. Это вызвало новую войну, окончившуюся поражением Сиенской республики. Положение осложнил уход имперской армии из Италии. По «Вечному миру» 1255 года Сиена обязалась не предоставлять убежище флорентийским гибеллинам, оказывать помощь в случае нападения на Флоренцию и не претендовать на Монтепульчано и Монтальчино. Однако, когда в 1258 году из Флоренции была изгнана семья Уберти, они вновь нашли приют в Сиене.

    Война возобновилась. На этот раз Сиена заручилась поддержкой Манфреда, короля Сицилии, лидера гибеллинской партии в Италии. В 1259 году Манфред взял республику под своё покровительство и прислал для её защиты крупный отряд Джордано, графа Сан-Северино. С его помощью было подавлено восстание в Гроссето, инспирированное флорентийцами, но Сиену атаковала крупная армия Флоренции, усиленная воинскими соединениями других гвельфийских коммун Средней Италии. В республике была объявлена мобилизация. Во главе армии встал Провенцано Сальвани. 4 сентября 1260 года в битве при Монтаперти сиенцы наголову разгромили своего противника. Это сражение стало кульминацией военной мощи Сиенской республики и предметом особой гордости жителей Сиены до настоящего времени.

    Битва при Монтаперти привела к победе гибеллинов в Тоскане. Флоренция была занята войсками графа Джордано и уступила Сиене Монтепульчано, Монтальчино, Поджибонзи и спорные территории в Кьянтийских холмах. Последний центр сопротивления гвельфов в Лукке был подавлен в 1264 году Однако гегемония Сиенской республики продолжалась недолго: в 1266 году король Манфред был разбит и убит в сражении при Беневенто, а в следующем году в Тоскану вступила армия Карла Анжуйского, которому папа римский передал корону Сицилии.

    Продвижение анжуйцев вызвало волну гвельфских переворотов в городах Средней Италии. Лишь Сиена и Пиза сохранили верность императору. Однако последняя имперская армия, вторгшаяся в Италию в 1268 году, потерпела поражение. Сиенцы во главе с Провенцано Сальвани также в 1269 году были разбиты при попытке захвата крепости Коле в Центральной Тоскане. Это означало крах гибеллинской партии. В 1270 году к Сиене подошла крупная флорентийская армия. Под угрозой взятия города сиенцы согласились на возвращение гвельфов и роспуск Совета Двадцати четырёх.

    В 1270 году в Сиену вернулись гвельфы, выдвинувшие претензии на власть в республике. Однако длительный период господства гибеллинов в Сиене привёл к тому, что процесс трансформации системы управления в интересах гвельфов затянулся на несколько десятилетий. Конец XIII века прошёл в постоянной борьбе между двумя политическими группировками, сильно ослабившей республику и приведшей к дезорганизации государства. Быстрее всех к новым условиям адаптировались торговцы, поскольку в условиях полного торжества гвельфской идеологии в Италии для ведения коммерции сиенским купцам пришлось стать гвельфами. В 1277 году торговые корпорации Сиены свергли правление нобилей и захватили власть в свои руки. Представителям нобильских семей было запрещено участвовать в выборах и замещать высшие государственные должности. Численный состав правительства был ограничен в 1280 году до пятнадцати человек. Переход власти в руки торговых кругов завершился в 1292 году созданием Совета Девяти, возглавившим систему управления Сиенской республики.

    Система государственного управления в конце XIII — первой половине XIV веков[править | править код]

    Система управления, сложившаяся к 1298 году, просуществовала семь десятилетий и получила наименование тирания Девяти. В социальном плане эта система представляла собой всевластие узкой верхушки торгово-финансовых кругов Сиены, противостоящей, с одной стороны, нобилям, а с другой стороны, — ремесленникам, мелким торговцам и нецеховому населению города. Правящий слой, таким образом, представлял в определённом отношении средний класс сиенского общества (итал. mezza gente). Доступ к управлению получили только крупнейшие торговые корпорации и тесно связанный с ними цех сукнодельцев, то есть именно те группы, которые обеспечивали экономический подъём Сиены. Фактически в этот период Сиенское государство являлось олигархической республикой.

    Верховная власть в период тирании Девяти была передана из Совета колокола, представлявшего интересы всей коммуны, в узкий Совет Девяти. Срок полномочий членов Совета Девяти составлял всего два месяца, однако они имели право назначать своих преемников, что обеспечивало сохранение власти внутри небольшой группы торгово-финансовой олигархии. Совет также назначал всех высших должностных лиц республики, офицеров её армии и контролировал деятельность подесты и капитана народа. Постановления Совета Девяти имели силу закона и не требовали дополнительного одобрения представителями народа. Даже члены Общего совета, формально являвшегося выразителем интересов коммуны в целом, назначались Советом Девяти. Государственные должности и коллегии, существовавшие в период ранней коммуны, были сохранены, но полностью утратили влияние на политику республики. Власть Совета Девяти была практически абсолютной.

    Экономика и культура Сиены в период тирании Девяти[править | править код]

    Колокольня Сиенского кафедрального собора

    Установление олигархического правления торгово-финансовых кругов и прекращение конфликтов с Флорентийской республики благоприятно сказались на развитии экономики Сиены. Хотя в банковском деле сиенцы потеряли свои позиции на европейских финансовых рынках, уступив место флорентийским банкирам, торговля продолжала развиваться и обеспечивать процветание республики. Освобождение крестьян в начале XIV века дало толчок к росту городского населения Сиены и ускорению развития ремесленного хозяйства. На первый план выдвинулись сукнодельческие мастерские, продукция которых получила выход на рынки Франции, Германии и других стран Западной Европы. К середине XIV века разделение труда на сукнодельческих и шерстоткацких предприятиях привело к появлению слоя наёмных рабочих и зарождению капиталистических отношений. Торговля Сиены также утратила первоначальный чисто посреднический характер и сконцентрировалась на экспорте тканей, одежды и другой продукции собственного производства.

    Процветание Сиены, достигнутое благодаря развитию её экономики, способствовало подъёму культуры республики. В стране сложился средний торгово-ремесленный класс, который был достаточно состоятельным, хорошо образованным и знакомым с античным искусством. Это благоприятствовало проникновению новых идей гуманизма и возникновению интереса к общественно-политическим наукам. В 1240 году в Сиене был основан университет, финансируемый государством. В 1321 году в Сиенский университет перешли на работу ведущие профессора университета Болоньи, в результате чего это высшее учебное заведение стало одним из главных образовательных центров Италии. В 1350-х годах университет получил от императора хартию, гарантирующую его самоуправление и предоставлявшую широкие привилегии студентам и профессорам.

    Параллельно с развитием образования и науки в Сиене начался подъём архитектуры и художественного искусства. В этот период, когда поздняя готика начала вытесняться искусством Проторенессанса, было завершено строительство главных сооружений Сиены, определивших её современный облик. Джованни Пизано на рубеже XIII—XIV веков создал неповторимый фасад и интерьер кафедрального собора Сиены, а чуть позднее был возведён Общественный дворец (итал. Palazzo Pubblico), ставший резиденцией Совета Девяти и подеста Сиены. В то же время началось строительство кафедрального собора Гроссето под руководством архитектора Соццо Рустикини. В Сиене сложилась целая художественная школа, соперничающая по своему влиянию на итальянское искусство с флорентийской и отличающаяся бо́льшим интересом к мистике и вольным обращением с реалистическим пропорциям. К её наиболее крупным представителям конца XIII —— первой половины XIV веков относятся Гвидо Сиенский, Дуччо ди Буонинсенья, Амброджио и Пьетро Лоренцетти, Симоне Мартини, заложившие основу искусства Раннего Возрождения в Италии.

    Внешняя политика и внутренние конфликты в период тирании Девяти[править | править код]

    Терции и контрады средневековой Сиены

    Приход к власти в 1277 году в Сиене гвельфов ликвидировал внешнюю угрозу для республики и завершил вековой конфликт с Флоренцией. Сиена вошла в состав лиги гвельфских коммун Тосканы, а во внешней политике стала ориентироваться на Флоренцию и опираться на её силы. Во время похода императора Генриха VII в Италию (1310—1312 годы) сиенцы отказались присоединиться к имперской армии, оказали помощь Флоренции и не допустили Генриха VII на свою территорию. В дальнейшем Сиена участвовала в качестве союзника Флорентийской республики в её войнах с Пизой и луккским тираном Каструччо Кастракани.

    В то же время помощь Флоренции обеспечила Сиене укрепление контроля над подвластной ей территорией: в серии военных кампаний республика подавила волнения в Гроссето и установила свою власть над синьорией Альдобрандески в Южной Тоскане. В 1303 году к Сиене было присоединёно Таламоне, небольшой порт на побережье, из которого республика попыталась сделать свою первую морскую базу. Однако труднодоступность Таламоне, окружённого болотами Мареммы, не позволила реализовать этот план.

    Однако концентрация власти в республике в руках узкой олигархии не способствовала установлению внутреннего спокойствия. На протяжении первой половины XIV века в Сиене постоянно возникали заговоры и вспыхивали восстания против тирании Девяти, самыми крупными из которых были мятеж нобилей и ремесленных кругов во главе с банкирской семьёй Толомеи в 1318 году, восстания 1324 и 1326 годов, заговор 1346 года, во время которого были убиты несколько членов Совета Девяти. Выступления решительно и жестоко подавлялись, причём помощь в борьбе с оппозицией часто оказывали соседние гвельфские коммуны Тосканы. Правительство опиралось на военные формирования городских округов Сиены.

    В это время сложилась система сиенских контрад (итал. contrade) — территориальных организаций жителей городских кварталов с собственной милицией, судебной коллегией и своими традициями, просуществовавших несколько веков. Первоначально в Сиене было 59 контрад, объединённых в три терции. Позднее их количество сократилось до 17. Именно в междоусобной борьбе сиенских контрад находились истоки знаменитого сиенского палио — крупнейших в Италии конных бегов по улицам города, традиция которых сохранилась до настоящего времени.

    Сиена в период борьбы партий (вторая половина XIV — середина XV веков)[править | править код]

    Свержение олигархии и складывание политических партий[править | править код]

    В марте 1355 года под влиянием визита в Сиену императора Карла IV сложился новый заговор против олигархии. Мятежники штурмом захватили Общественный дворец. Император объявил о ликвидации режима Девяти и необходимости принятия новой конституции. Олигархи были изгнаны, их имущество — конфисковано. Хотя в восстании активное участие принимали сиенские аристократы, власть захватили пополаны. В мае Карл IV утвердил новую конституцию республики. Высшим органом власти стал Совет Двенадцати, избираемый каждые два месяца и осуществляющий фактическое управление страной. Право доступа в Совет получили лишь пополаны: торговая элита была лишена избирательных прав, а нобилям разрешили занимать только административные должности. Новый режим имел достаточно широкую социальную опору — цеховых ремесленников и мелких торговцев, причём каждый гражданин республики имел право вступить в цех и, таким образом, приобрести возможность участвовать в системе управления. Однако несмотря на внешний демократизм, члены Совета Двенадцати постоянно избирались из достаточно ограниченного круга пополанских семей.

    Приход к власти в Сиенской республике пополанов ускорил складывание политических партий (монте; итал. monte), объединяющих граждан по признаку социального статуса. Сиенские партии вскоре стали главным элементом политической системы республики. Первоначально оформились три партии: джентилуомини (итал. gentiluomini; нобили), новески (итал. noveschi; торговая элита) и додичини (итал. dodicini; верхушка пополанов, «старшие» цехи). Позднее к ним добавились риформатори (итал. riformatori), представляющие интересы «тощих пополанов», членов «младших» цехов, а также пополари (итал. popolari), объединяющие неквалифицированных ремесленников и наёмных рабочих, не входивших в цехи. Хотя в основе политической организации Сиены лежала социальная стратификация общества, значительное влияние имели также семейно-родственные, клиентские и территориальные связи, благодаря чему партии нобилей и торговцев зачастую поддерживались рядом пополанских семей. Межпартийная борьба продолжалась на протяжении более столетия и привела к нестабильности государственной власти и существенному ослаблению Сиенской республики.

    Положение осложнялось внешними проблемами республики. Свержение олигархии в 1355 году вызвало массовые волнения в контадо: независимость провозгласили Гроссето, Монтальчино и Монтепульчано. Последний город объявил о своём присоединении к Перудже, что вызвало войну Сиены с Перуджей в 1357—1358 годах. Необходимость вести военные действия против восставших коммун и постоянная угроза правлению пополанов со стороны нобилей и торговцев привели к ужесточению режима и возникновению элементов тирании.

    Революции 1368—1369 годов и правление риформатори[править | править код]

    Новый поход Карла IV в Италию в 1368 году вызвал серию революций в Сиене. 2 сентября 1368 года в городе началось восстание нобилей, которым удалось свергнуть правление Двенадцати и захватить власть в республике. Но уже 23 сентября против нобилей выступили пополаны, поддержанные феодальным родом Салимбени и императором. В результате кровавых столкновений в Сиене нобили были изгнаны, а Совет Двенадцати восстановлен. В правительство вошли представители трёх партий: додичини получили четыре места в Совете, новески — три, а риформатори — пять. Салимбени получили огромную денежную компенсацию и шесть замков в сиенском контадо.

    Однако все три партии были неудовлетворены разделом власти. 11 декабря произошла новая революция: риформатори разбили своих противников и захватили всю полноту власти, создав Совет Пятнадцати. Но давление со стороны других группировок заставило риформатори 16 декабря открыть доступ в правительство партиям новески, которые получили три места в Совете Пятнадцати, и додичини, получившим четыре места. В конце декабря 1368 года в Сиену прибыл император Карл IV, который попытался в начале 1369 года организовать переворот в пользу додичини. Однако отряды имперских рыцарей были разбиты горожанами, а император признал правление риформатори. 31 января 1369 года в Сиенском соборе состоялась «месса мира», на которой враждующие группировки поклялись соблюдать мир и сотрудничать на благо республики.

    Несмотря на демократический фасад режима Пятнадцати и предоставление избирательных прав широким слоям населения, в том числе нобилям, в органах государственной власти доминировали риформатори. Для обеспечения безопасности режима была сформирована особая военизированная городска милиция пополанов (итал. casata grande), призванная защищать демократию от посягательств аристократов. Однако правительству не удалось восстановить полный контроль над контадо, в котором продолжались беспорядки, разбой отрядов кондотьеров и волнения в коммунах. В контадо резко усилилась власть землевладельческой аристократии. Это усугублялось началом финансового кризиса, ростом государственного долга и нехваткой продовольствия. В 1371 году в Сиене вспыхнуло восстание неквалифицированных рабочих шерстоткацких мастерских, завершившееся кровавой резнёй мятежников отрядами новески и додичини. В результате лидеры додичини были изгнаны правительством из Сиены, однако спустя некоторое время получили прощение. Внутренние конфликты сопровождались неудачами во внешней политике: в 1384 году город Ареццо, о покупке которого сиенцы вели переговоры с анжуйцами, был продан Флорентийской республике, главному коммерческому и политическому конкуренту Сиены.

    Недовольство правительством риформатори вылилось в 1385 году в массовое восстание в Сиене и свержению режима Пятнадцати. К власти пришла коалиция новески, додичини и пополари. Риформатори были изгнаны из республики, что привело к существенному падению промышленного производства в Сиене, контролируемого этой партией. Переворот 1385 года не привёл к стабильности. Межпартийная борьба продолжилась. Ни одна из политических группировок не имела сил, достаточных для установления единовластного правления. В результате в Сиенской республике так и не удалось создать эффективное демократическое государство.

    Экономическое развитие во второй половине XIV—XV веков[

    ru.wikipedia.org

    Сиена (провинция) — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Провинция Сиена
    итал. Provincia di Siena
    ФлагГерб
    43°20′ с. ш. 11°20′ в. д.HGЯOL
    Страна
    Область Тоскана
    Коммуны 36
    Столица Сиена
    Глава Simone Bezzini  08.06.2009
    Площадь 3 821 км²
    Часовой пояс UTC+01:00, летом UTC+02:00
    Население 260 882 чел. (2005)
    Плотность 68,3 чел./км²
    Код ISO 3166-2 IT-SI
    Код ISTAT 052
    Телефонный код 0577, 0578
    Почтовые индексы 53010—53015, 53017—53025, 53027, 53030—53031, 53034—53037, 53040—53043, 53045, 53047—53049, 53100
    Код автом. номеров SI

    Официальный сайт
     Медиафайлы на Викискладе

    Сиена (итал. Provincia di Siena) — провинция в Италии, в регионе Тоскана, административный центр — город Сиена. Площадь — 3 821 км², население — 260 882 жителей (2005), плотность населения — 68,3 чел./км². Состоит из 36 коммун, в том числе в столице. Граничит на севере с провинцией Флоренция, на северо-восток — Ареццо, на юго-востоке с провинциями Перуджа и Терни (регион Умбрия), на юге с провинцией Витербо (регион Лацио), на юго-западе с провинцией Гроссето и на западе с провинцией Пиза.

    С 1147 до 1559 годы на территории современных провинций Сиена и Гроссето существовала Сиенская республика, город-государство, на протяжении нескольких веков бывшое основным конкурентом и противником Флоренции в Средней Италии. Экономический расцвет Сиены пришёлся на XII—XIII века, когда республика входила в число крупнейших финансовых и торговых центров Италии и Европы, а также являлась культурным центром итальянского Проторенессанса. В 1557 году Сиенская республика перешла под власть флорентийских герцогов Медичи. В 1569 году стала частью Великого герцогства Тосканского, возникшего в результате экспансии Флорентийского герцогства. В 1860 году вместе со всем Тосканским герцогством вошло в состав Сардинского королевства, в 1861 году ставшего частью Итальянского королевства.

    С 1945 года в провинции Сиена правила Итальянская коммунистическая партия. С 1991 года провинцией правит коалиция левых сил.

    ru.wikipedia.org

    Сиена | Италия

    В итальянской провинции Тоскана расположился древний город Сиена (иначе Сьена), основанный, по легенде, сыновьями Рема, Сением и Аскием.

    В Средние века город был процветающим центром демократической Сиенской республики, в которой власть действительно принадлежала горожанам. Однако у любого успешного государства есть соперники — так, с Сиеной враждовала Флоренция, которую на официальном уровне в те времена поддерживала Католическая церковь. В тяжелой борьбе, окончившейся битвой при Монтаперти в сентябре 1260 года, Сиенская республика одержала победу — этому историческому событию посвящена грандиозная «Маэста»: собрание алтарных образов, написанное художником Дуччо ди Буонинсенья. Знаменитое произведение по сей день хранится в музее при Сиенском соборе. Таким образом, результатом соперничества городов стали величайшие художественные достижения.

    Вплоть до 1348 года Сиена была центром художественной жизни в Италии, пока ее не опустошила эпидемия чумы. После этого настал период упадка, и город оказался на периферии политической и культурной жизни. Новые постройки почти не возводились, и именно благодаря этому ныне мы можем наблюдать ее средневековый облик.

    Современная Сиена, сохранившая средневековый дух, является одним из главных туристических центров Италии. Разнообразие досуга и неповторимый колорит сделали город подходящим как для размеренного семейного отпуска, так и для отдыха в компании друзей. Большую часть населения нынешней Сиены составляют студенты, что позволяет назвать ее университетским городом. По этойпричине, несмотря на царящую атмосферу старины, здесь всегда кипит жизнь.

    Город по праву считается маленькой жемчужиной, хранящей в себе традиции ренессанса. Памятники истории и культуры и удивительная архитектура ежегодно привлекают сюда десятки тысяч туристов со всего мира.

    Сиенский собор

    Здесь расположен один из главных памятников итальянской готической архитектуры — Сиенский собор, возведенный в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии в XIII веке и считавшийся главной церковью Сиенской республики.

    Для постройки храма использовались редкие виды камня (зеленоватый и белый мрамор), а также такие элементы декора, как оригинальный мозаичный пол, красивейшие витражи, выполненные по эскизам флорентийского живописца Чимабуэ. Здесь находятсязнаменитый алтарный образ «Маэста», являющийся одним из важнейших памятников итальянской готики, и изваянная руками самого Донателло аскетическая статуя Иоанна Крестителя, относящаяся к позднему периоду творчества скульптора, отличавшемуся натурной точностью и высочайшим уровнем драматизма.

    Площадь Пьяцца-дель-Кампо (Piazza del Campo)

    Одна из самых величественных площадей во всех средневековых городах — это центральная площадь Сиены, Пьяцца-дель-Кампо (итал. Piazza del Campo). Согласно общепринятому представлению, площадь имеет форму раковины.

    На Пьяцца-дель-Кампо выходит фасад Палаццо Пубблико (итал. Palazzo Pubblico — «общественный дворец») с грандиозной башней высотой более чем в сотню метров, Торре-дель-Манджа, которая символизировала мощь и независимость Сиены в эпоху Средневековья.

    В прошлом площадь была местом расположения рынка, а также сбора горожан по самым разным поводам. Ежегодно здесь проводят Палио — традиционные скачки, которые проводятся в городе два раза в год: 2 июля и 16 августа. В ходе скачек наездники на неоседланных лошадях совершают три круга по площади, которая специально покрывается толстым слоем земли. Чтобы победить в бегах, необходимо остаться в седле к финишу, что сделать чрезвычайно трудно.

    Городской музей (Museo Civico)

    Расположенный во Дворце коммуны на Соборной площади, Городской музей хранит шедевры искусстваXIII—XVIII вв. еков, представленные в основном произведениями флорентийский и пистойских мастеров. Здесь можно найти живопись, скульптуру и прикладное искусство, вроде ювелирных изделий, работ из керамики и стекла.

    Коллекция городского музея Сиены состоит из множества залов, расписанных фресками эпохи Средневековья и Возрождения. Например, в одном из них находится одна из самых известных фресок-аллегорий — «Хорошее и плохое правительство», написанная в 1337 году живописцем Амброджио Лоренцетти, которая стала первым в истории художественным циклом, посвященным светской, а не религиозной жизни.

    Бывшая больница Санта Мария делла Скала (Spedale di Santa Maria della Scala)

    На территории бывшей больницы Санта Мария делла Скала, построенной в Сиене в IX—XI вв. еках как лечебница, богадельня и пристанище для странников, был организован полноценный музейный комплекс, где хранится множество образцов средневекового искусства. Например, основной зал комплекса украшен фресками, иллюстрирующими повседневную жизнь больницы в Средние века.

    Также здесь находится часовня, в которой воздвигнута бронзовая статуя Иисуса Христа, выполненная Лоренцо ди Пьетро, здесь же находится орган XV века.

    При комплексе Санта Мария делла Скала также расположился археологический музей, оригинальная экспозиция которого содержит экспонаты древней эпохи — образцы искусства этрусков и римлян.

    Пинакотека (Pinacoteca Nazionale)

    Во дворце Буонсиньори, здании позднеготического стиля, построенном в XV веке, размещена пинакотека — картинная галерея, где вы можете увидеть произведения художников Сиены Средневековья и эпохи Возрождения: ди Буонинсенья, Лоренцетти, ди Фреди, Беккафуми, Гвидо да Сиены и прочих. Коллекция, которую начал собирать аббат Джузеппе Чаккери, пополнялась в последующие века за счет частных пожертвований, завещаний и подарков.

    Со второй половины ХХ века здесь размещаются также полотна мастеров и из других стран, например, работа фламандского художника Дюрера «Святой Иероним».

    Среди экспонатов Пинатеки особое внимание стоит уделить «Мадонне с младенцем» Дуччо, «Благовещенье» Батролло и «Мадонну» да Сиены, который является отцом-оснавателем сиенской школы живописцев.

    Досуг

    На весь мир известен фестиваль Сиенское Палио (итал. Il Palio): это традиционные соревнования между кварталами города, скачки на лошадях, проводящиеся два раза в год (2 июля и 16 августа). Правила Палио сложны и складывались веками, однако это ничуть не мешает туристам и жителям города наслаждаться по-настоящему захватывающим зрелищем.

    Также летом в Сиене, помимо множества различных концертов на открытом воздухе, проходит фестиваль джазовой музыки Siena Jazz, где собираются любители этого музыкального направления. Важной особенностью программы мероприятия является входящий в нее обучающий курс инструментальной импровизации, рассчитанный на две недели и дающий учащимся возможность поработать с известными музыкантами.

    Великолепной возможностью попробовать блюда местной кухни послужат различные гастрономические фестивали, в том числе «Фестиваль винограда», «Сагра-делла-Брускетта», «Сагра-дель-Буонгустайо» и многие другие. Во время празднования в месте проведения предлагается дегустация местных вин, можно попробовать традиционные блюда и посмотреть представления и музыкальные выступления.

    Любители неспешно побродить по уютным старинным улочкам оценят Сиену по достоинству, особенно средневековую часть города. Не будут обижены и утонченные ценители искусства, которые получат наслаждение не только от созерцания архитектурных изысков, но и от посещения музеев и галерей, которых в Сиене более чем достаточно.

    Как добраться

    Аэропорт «Сиена Ампуньяно» («Siena Ampugnano») всего в 9 км от города, но он не является международным. Ближайшие межконтинентальные аэропорты расположены во Флоренции (80 км), Пизе (160 км), Болонье (170 км) и Риме (около 268 км). Многие туристы сразу прилетают в аэропорт Флоренции или Пизы, после чего до Сиены добираются на самолете, автобусе, автомобиле или поезде.

    На поезде из таких городов, как Рим, Милан, Неаполь (и др.) можно добраться только с пересадкой. В Сиене два железнодорожных вокзала «Сиена» и «Сиена промышленная зона» («Siena» и «Siena Zona Industriale»).

    Местный транспорт

    В связи с тем, что в городе ограничен проезд на автомобилях, здесь распространена аренда велосипедов. Как правило, эту услугу предлагают практически все отели, но если вы путешествуете самостоятельно, на улице Via Dei Gazzani 16 есть отличное место, где можно взять в аренду велосипед или скутер. Стоимость велосипеда составит 10.00 EUR в день или 150.00 EUR в месяц.

    Отели

    Очень популярен у гостей Сиены четырехзвездочный отель Hotel Athena, из окон номеров которого открывается прекраснейший вид на тосканские холмы. На его территории расположена бесплатная парковка для постояльцев. Также здесь есть ресторан и бар. В номерах предлагается бесплатный беспроводной интернет, а также телевизор и кондиционер. В пешей доступности находятся исторические городские стены, здания студенческого городка Университета Сиены, а также главная площадь города, Пьяцца-дель-Кампо.

    Скрытый раскидистыми деревьями и кустарниками собственного сада трехзвездочный отель Santa Caterina находится в удобном тихом районе, вдали от шумных магистралей. Он располагает двадцатью двумя номерами с доступом к Wi-Fi. Здесь также есть бар и ресторан.

    В гостинице Chiusarelli (3*) постояльцам доступны номера разной конфигурации, оснащенные многоканальным телевидением и индивидуальной системой кондиционирования воздуха. При гостинице есть бар, ресторан, сад и свое экскурсионное бюро, в котором гостям предложат туры по основным достопримечательностям города.

    В самом центре города, всего лишь в нескольких сотнях метров от Пьяцца-дель-Кампо, находится небольшой трехзвездочный отель Palazzo Ravizza, номера которого оформлены в элегантном стиле, вдохновленном двадцатыми годами прошлого века. На территории отеля расположен частный сад с видом на предместья Сиены, а также единственная в городе англоязычная библиотека. В номерах постояльцам доступны все современные удобства: телевидение, кондиционер, беспроводной интернет.

    Рестораны

    Местные жители и многие туристы любят обедать в ресторане Antica Salumeria Salvini, который пользуется заслуженной популярностью благодаря невысоким ценам, качеству продуктов и атмосфере настоящего итальянского гостеприимства. Посетители советуют попробовать салуми, сыры, лазанью и вино.

    Высокий уровень обслуживания привлекает гостей в ресторан La Taverna di San Giuseppe, где подают изысканные блюда традиционной кухни Италии. Единственный минус заключается в бешеной популярности ресторана — очень многие ходят сюда попасть, поэтому столики следует резервировать заранее. Популярными блюдами заведения являются тальятелли с карпачо из свежего трюфеля, пичи (домашняя паста) с мясным рагу с томатным соусом, фьерентина, салат из моцареллы и десерт тирамису.

    Неподалеку от основных туристических мест центра Сиены находится ресторан Gino Cacino di Angelo, с веранды которого открывается изумительный вид на город и холмы Тосканы. Здесь можно отведать домашнее вино от хозяина, а также великолепные панини. Приготовленные блюда можно взять и навынос.

    Шопинг

    Главные торговый улицы Сиены — Виа Монтанини, Банчи ди Сопра и Виа ди Читта. В центре города любители покупок найдут множество современных магазинов и бутиков известных во всем мире торговых марок. Например, сетевой магазин Cortecci предлагает клиентам новинки из последних коллекций Balenciaga, Lorena Antoniazzi, Dolce & Gabbana, Gucci. Также стоит удостоить своим вниманием рынок Сиены, который открыт каждую среду с восьми утра до часу дня — торговые ряды в это время располагаются у крепостной стены. Здесь вы сможете купить множество товаров дешевле, чем в магазинах, в том числе сувениры, традиционные итальянские украшения и предметы одежды, изделия из кожи.

    Также на Рыночной площади (Piazza del Mercato) в третье воскресенье каждого месяца открывается «блошиный» рынок, где можно разжиться какими-нибудь безделушками или антикварными вещами. Также в любой день охотники за антиквариатом могу направиться в магазин Antichità Monna Agnese.

    В дни религиозных праздников (Санта-Лючия — 13 декабря и Сан-Джузеппе — 19 марта) на площадях города организовываются ярмарки тосканской гастрономии и ремесленных изделий из керамики, стекла.

    Среди съедобных сувениров Сиены популярностью пользуются сыры, миндальное печенье «кантуччи» и знаменитое вино кьянти, производящееся в одном из городских поместий.

    enjourney.ru

    Сиена — достопримечательности, сувениры, еда

    Trattoria Barbe. В этом ресторане подают превосходные блюда настоящей тосканской кухни. Вы можете найти этот ресторанчик недалеко от Сиенского собора. Каждый день он открыт в удобные часы с 11 утра до 11 вечера. Если вы посетите ресторан осенью, то обязательно попробуйте тальолини с черным трюфелем. Адрес: Via Salloreggi.

    Прекрасное мороженое можно найти неподалеку от площади Кампо в двух кафе-мороженых под названием II Gelato и Brivido. В Il Gelato рекомендуем попробовать Romaney.

    Что-нибудь более сытное можно найти в La Chiaccheria рядом с домом, где родилась Св. Катерина Сиенская. Здесь вам предложат блюда тосканской кухни; пичи (толстая лапша, домашнего приготовления) просто великолепны.

    Osteria Nonna Gina. Piano dei Mantellini, 2, тел. +39 0577287247. Снаружи арки Двух портов.

    Osterria del Gatto. Via del San Marco, 8 (квартал Сан-Марко), тел. +39 0577287133 ([email protected]), 12:15-14:30/19:45-22:00. Недалеко от вышеупомянутой Nonna Gina. Меню на итальянском языке, но официанты и повара переведут вам его «на лету». Рыба подается один раз в месяц. Если вы хотите попасть именно в эту неделю, не пропустите Tonnoalla Mediterranea (тунец, приготовленным средневековым способом), 18,00 — 28,00 евро.

    LaTorre. Еще один отличный ресторан, располагающийся в одноименном районе.

    Osteria Sotto le Fonti. Via Esterna Fontebranda, 114, тел.0577-226446. Ресторан

    Напитки

    В городских стенах есть большой винный магазин Enoteca Italiana, который представляет собой винный бар, где предлагается большой выбор вин, сделанных в Италии.

    Бар Barone Rosso, Via Dei Termini №9. Великолепная живая музыка, но бар находится в весьма сомнительном районе. Бар закрыт летом из-за отсутствия кондиционера и вентиляции.

    La Birreria, Piazza II Campo. Бар с самыми выгодными ценами на напитки и еду на II Campo. Отличные места за столиком на открытом воздухе на центральной площади.

    travelask.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *