Где находится успенский собор в москве – Успенский собор 2019 ✮ Главные достопримечательности Москвы

Содержание

Успенский собор Московского Кремля – год создания, архитектор, фото, история, литургии, богослужения отели

«Как един камень» — так издавна характеризовали в летописях Успенский собор Московского кремля, на данный момент — старейшее здание российской столицы. Начав свою историю в 1326 году, храм пережил множество пожаров, разграбление войсками Наполеона, обстрел артиллерией красногвардейцев и даже землетрясение, но все-таки сумел выстоять в буре исторических событий. А монолитная архитектура храма авторства итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти обрела символическое значение, превратившись в метафору стойкости русского народа и православной веры.

Помимо многих почитаемых икон в Успенском соборе хранятся такие реликвии, как, например, Гвоздь Господень и посох святителя Петра — митрополита Киевского и всея Руси, ставшего инициатором строительства собора. Однако и человеку, далекому от религии, будет крайне интересно посетить этот храм.

Расположенный на Соборной площади, в самом сердце Московского Кремля, Успенский собор также прочно вошел в историю страны. С 1498 года в нем начали проводить коронации. В 1613 году здесь был венчан на царство Михаил — первый правитель из рода Романовых, а в 1896 году корону получил последний российский император Николай II. Кроме того более 3 веков собор являлся местом упокоения глав Русской церкви. Не теряя культового значения, Успенский собор представляет собой красноречивый памятник тому, как тесно всегда стояли друг к другу светская и религиозная власть на Руси.

Все гостиницы и отели рядом с Успенским собором в Москве

История создания Успенского собора Московского Кремля

Годом создания Успенского собора Московского Кремля считается 1472-й, когда состоялась торжественная церемония по поводу закладки и начала строительства храма в том виде, в котором его можно видеть и сейчас. Но церковь на его месте стояла и прежде, и подлинная история собора на самом деле длиннее почти на полтора века.

Первая закладка храма состоялась в 1326 году. Русь, раздробленная на княжества, находилась тогда под властью Орды. В Москве правил Иван Калита, который, опираясь на поддержку ордынских ханов, победил в противостоянии с Тверью, а затем присоединил к своему княжеству ряд земель, выкупив их у золотоордынцев. Самым же успешным шагом на пути возвышения Москвы стало налаживание отношений с официальной религиозной властью, и какое!

Митрополит Киевский и всея Руси Петр, находившийся, как и его предшественники, во Владимире, в 1322 году переехал в Москву, сделав ее официальной резиденцией глав Русской церкви, а 4 года спустя инициировал строительство первого Успенского собора. Таким образом создание этого храма изначально стало политическим шагом, усилившим независимость Москвы и упрочившим положение княжества.

Первое здание сложили из грубо обтесанного белого камня, было оно одноглавым и имело всего три апсиды. Позднее его несколько расширили за счет пределов. Главной святыней была византийская икона «Богоматери Одигитрия, с праздниками на полях». Собор простоял полтора века, но был сильно поврежден во время пожара 1470 года.

К этому времени Русь уже была освобождена от татаро-монгольского ига, глава церкви именовался митрополитом Московским, а не Киевским, а сама Москва активно претендовала на центр государства, вокруг которого могли объединиться раздробленные земли. В связи с этим Успенский собор решили не восстанавливать, а капитально перестроить, сделав более грандиозным.

Проект второго Успенского собора, который осуществлялся под руководством бояр Ховриных, просуществовал несколько лет. Впрочем, и он вошел в историю, поскольку внутри огромной стройплощадки в 1472 году построили деревянную церковь, в которой венчались Иван III, позднее прославившийся как правитель, положивший конец раздробленности, и Софья Палеолог. Два года спустя почти законченный храм разрушило землетрясение.

Стало очевидно, что новый собор должен иметь не только впечатляющий архитектурный облик, но и крепкую конструкцию. Это и объяснило выбор исполнителя. К тому времени Аристотель Фьораванти, 60-летний уроженец Болоньи, успел стяжать в Италии славу не только первоклассного архитектора, но и отличного инженера. Приступив в 1474 году к работе над Успенским собором, он сразу внедрил ряд новшеств. Во-первых, белокаменная кладка сочеталась с кирпичной, хотя внешне отличия не было; во-вторых, стены укрепили сваями из железа.

Годы создания Успенского собора в том виде, в каком он сохранился до наших дней: 1472 — 1479 годы. Кто построил: итальянский архитектор и инженер Аристотель Фьораванти.

Обновленный Успенский собор освятили в 1479 году, парой лет позже иконописей и мастер фресок Дионисий вместе с учениками расписал его стены, а в 1498 году состоялась первая коронация — Иван III передал атрибуты венчания на царство внуку Дмитрию. В 1547 году здесь был коронован Иван IV.

При Грозном рядом с южными вратами собора появилось «Царское место» — роскошный резной шатер высотой 6,5 метра, в котором отдельно от других прихожан участвовал в церковных службах глава государства. Также именуется «Мономаховым троном» из-за барельефа, размещенного на основании и изображающего сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских».

В XVII веке наступила эпоха царствования Романовых. Первый ее представитель — избранный Земским сбором 1913 года царь Михаил Федорович — получил в подарок от правителя Персии Аббаса I драгоценную реликвию — фрагмент ризы Господней. Также при первых Романовых обновляется само здание: проводится капитальный ремонт после пожаров, своды укрепляются армированием.

В середине XVII века заново расписываются стены храма — за 10 месяцев художники создают около 250 сюжетных композиций, рисуя больше 2 тысяч фигур! Все они формируют основной иконостас: 69 икон помещаются в 5 рядов, и общая высота композиции достигает 16 метров.

Следующий, XVIII век в истории Успенского собора отмечен большим пожаром 1737 года, уничтожившим, по свидетельствам современников, четверть Москвы. Восстановлением Успенского собора, как и других храмов Кремля и окрестностей, включая Собор Василия Блаженного, руководил архитектор Иван Мичурин. Из-за масштабов ущерба до восстановления росписи внутри Успенского собора дошли только 30 лет спустя.

К рубежу столетий иконостасы южной и северной стен пополнились иконами из Оружейной палаты. Для них были изготовлены оклады из золота и серебра. Однако прихожане и священнослужители любовались ими недолго: в 1812 году занявшие Москвы солдаты Наполеона переплавили украшения в тонны слитков драгметаллов, а заодно при отступлении вынесли все возможные ценности, включая фрагмент Господнего хитона.

В 1813 году Успенский собор освятили заново, и последующее столетие выдалось для него на редкость мирным. В 1896 году перед коронацией Николая II провели большой ремонт, в ходе которого вскрыли роспись XVI века. В 1910-х годах было решено полностью освободить древние шедевры. Реставраторы обновили изображения, добавив недостающие фрагменты, позолотив фоны и укрепив краску олифой. Благодаря этим работам росписи можно видеть и сегодня.

Последняя служба в Успенском соборе состоялась в апреле 1918 года, но восстановление фресок удалось продолжить, в том числе — после Великой Отечественной войны. С 1955 года церковь функционировала как музей. В этом статусе Успенский собор пребывает и сегодня, являясь частью музея-заповедника «Московский Кремль». Но с благословения патриарха здесь иногда проводятся богослужения.

Иконы

Главный иконостас расположен напротив западных ворот. Ансамбль, состоящий из 69 икон, был создан в 1653 году несколькими художниками из Костромы и Ярославля всего за 10 месяцев. Структурирован в 5 рядов. Верхний, праотеческий ряд включает не только изображение праотцов в полный рост со свитками, но и икону святой Троицы. Пророческий уровень составляют 17 образов. Праздничный ряд заполнен иконами на сюжеты основных событий Нового завета. Деисусный ряд включает образы апостолов, икону с молитвой святых на Страшном Суде, икону «Спас Вседержитель». В нижнем ряду — «Спас Златая риза» и «Спас Ярое око».

У южной стены располагаются наиболее древние иконы, в том числе «Митрополит Петр с житием». Считается, что она написана последователем Андрея Рублева Дионисием. Иконостас у северной стены содержит иконы авторства служителей Соловецкого монастыря. Их привезли в 1923 году. Наиболее известны образы «Достойно есть» и «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких».

Расписание богослужений

Богослужения в Успенском соборе проходят в дни значимых церковных праздников, например, в день Успения Пресвятой Богородицы. Попасть на службу можно только с пригласительным билетом. Дополнительные вопросы можно уточнить на сайте Московского патриархата.

Фрески

Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.

Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».

Архитектура

Облик Успенского собора удивляет отличием от традиционной для русских и византийских церквей крестово-купольной модели. В привычном варианте можно было бы наблюдать сочетание различных по объему частей здания. Фасад же Успенского собора состоит из одинаковых по ширине и высоте прясел, завершающихся дугами закомар, что рождает ощущение монолитности.

На уровне окон нижнего яруса расположен «пояс» здания — архитектурно-колончатый фриз. В отличие от других церквей, он не столь объемен и выразителен и прекрасно дополняет сдержанный стиль собора.

В композиции присутствует асимметрия, которую легко увидеть, если взглянуть на храм со стороны южного фасада. Главы собора, а также южные и северные ворота смещены в направлении востока. При этом расположенные с восточной стороны апсиды не такие объемные, как в византийской традиции, и прикрыты пилонами. Все вместе усиливает впечатление массивности, основательности, слитности.

Как добраться

Чтобы посетить Успенский собор Московского кремля, нужно приобрести билет в кассе музея-заповедника (находится в Александровском саду) либо через Интернет — на официальном сайте музейного комплекса. Доступны билеты как для самостоятельного посещения, так и в составе экскурсии.

Добраться до Кремля можно на метро. Ближе всего расположен восточный вестибюль станции «Александровский сад» (голубая ветка). Попасть на нее можно, если приехать на станции «Библиотека им. Ленина» (красная), «Боровицкая» (серая), «Арбатская» (синяя). Лучше уже под землей, следуя по указателям на той станции, куда вы прибыли, пройти к нужному вестибюлю «Александровского сада». Также поблизости находятся станции «Площадь Революции» (синяя ветка), «Театральная» (зеленая), «Охотный ряд» (красная).

Карта метро Москвы

Ближайшая автобусная остановка — «Метро «Библиотека имени Ленина». До нее следуют автобусы № 144, м1, м2, м3, м6, м27, н2 (ночной), н11 (ночной).

Расписание автобусов Москвы

Также можно воспользоваться такси. В Москве работают Gett, Uber, «Яндекс. Такси», «Максим». Вызвать авто по нужному адресу можно через мобильное приложение выбранной компании-перевозчика.

Панорама Успенского собора Московского Кремля:

Видео об Успенском соборе в Москве:

www.tourister.ru

Достопримечательности и святыни Успенского собора Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля – совершенно уникальный культурный и исторический памятник, имеющий богатую и далекую историю. Его архитектура и внутреннее убранство ценны не только с исторической точки зрения, но и являются подлинными произведениями искусства.
В своем рассказе я хочу познакомить вас с достопримечательностями и святынями Успенского собора в Московском кремле. Также вы узнаете практическую информацию, которая может понадобиться, если вы планируете его посещение и сможете узнать, как выглядит Успенский собор Московского Кремля в Москве, просмотрев его фото.
На этом фото вы видите Успенский собор в архитектурном ансамбле Кремля в Москве.

Где находится Успенский собор Московского Кремля?

  • Успенский собор расположился в Москве на Соборной площади.
  • Контактный телефон: +7(495)6953776.

Как лучше добираться до собора?

  • До Успенского собора в Москве вы можете доехать на метро.
  • Ближайшие станции – «Александровский сад» и «Боровицкая». Дорога от них займет не более 15 минут.

Особенности посещения Успенского собора

Все желающие могут посетить собор и осмотреть его достопримечательности и святыни ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме четверга.

Знаете ли вы? В основном, собор ныне функционирует в качестве музея, входя в состав историко-культурного заповедника «Московский Кремль». С 1990 года здесь также иногда проводятся богослужения, но лишь по большим праздникам. Вход на такие богослужения происходит по специальным пригласительным билетам.

Краткое описание истории создания Успенского собора Московского Кремля в Москве

  • История этого удивительного места началась в 1326 году по идее митрополита Петра и приказу князя Ивана Калиты.

    Знаете ли вы? В этом году здесь был воздвигнут первый в Москве каменный храм, хотя согласно археологическим находкам деревянная церковь существовала здесь и раньше.

  • Просуществовав около 150 лет, к 1472 году каменное строение сильно обветшало, и было принято решение о строительстве нового храма. Как ни странно, строительство не было завершено, поскольку храм снова обрушился.
  • Тогда в 1475 году царь Иван III пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, с помощью которого в течении 4 лет был построен красивый белокаменный храм, который существует и поныне.
    С тех пор он стал местом проведения многих торжественных мероприятий. Здесь проводились венчания на царство, посвящения в митрополиты, епископы и патриархи, здесь также была устроена усыпальница для многих великих церковных деятелей.
    С приходом Советской власти в соборе был устроен музей. Его строение и богатое внутреннее убранство подверглось научной реставрации, которая была завершена в 50-х гг. XX века.
  • С 1990 года здесь возобновились церковные богослужения, но они проводятся редко, лишь в честь великих праздников.

Достопримечательности Успенского собора

Архитектура и интерьер Успенского собора

Архитектура и особенно внутренне убранство храма – очень праздничны и торжественны. В соборе гармонично сочетаются романский, византийский, готический и русский стиль архитектуры.

Знаете ли вы? Собор строился по подобию Успенского собора во Владимире и во многом его напоминает.

Успенский собор является трехнефным пятиглавым храмом, выполненным из монолитных белых каменных блоков, что создает впечатление целостного строения.
Внутри него очень просторно и светло. Роспись стен и фрески являются не только прекрасным украшением храма, но и старинными неповторимыми произведениями искусства, особенно прославившими Успенский собор Московского Кремля на весь мир. Первые росписи здесь были выполнены в конце XV – в начале XVI века. Потом поверх них храм был заново расписан в 40-х годах XVII века. Потолок собора напоминает небесный свод, а на его стенах мы можем увидеть прекрасные изображения различных библейских сюжетов – иллюстрации из Евангелия, Житие Божьей матери, Страшный Суд, Вселенские Соборы и истории из жизни мучеников.
Знаменитые росписи Успенского собора.
Особую ценность представляет также и царское моленное место (Мономахов трон), которое было сооружено для Ивана Грозного в 1551 году. Это прекрасное произведение искусства, сочетающее в себе различные элементы резьбы.
Моленное место Ивана Грозного.
Также в соборе хранятся ценные памятники декоративного-прикладного искусства:
  • Изящное паникадило, выполненное из серебра, украшенное гирляндами и цветами и достигающее веса в 328 кг;
  • Шатер для хранения церковных святынь 1624 года;
  • Корсунские ворота – входные храмовые двери, занимающие южную сторону храма и украшенные золотом.

Усыпальница

Помимо всего прочего, Успенский собор, начиная с 1327 года, когда здесь был похоронен основатель храма – митрополит Петр, является также и усыпальницей, в которой в данное время находится 19 гробниц.
Здесь похоронены Чудотворцы Иоан, Петр, Филипп, Ергомен и многие другие великие церковные подвижники.

Святыни Успенского собора

Главными святынями храма являются старинные иконы и иконостас Успенского собора Московского Кремля.

  • Особенно славится Владимирская икона Богоматери, привезенная сюда в 1395 году для защиты собора и города от нападения Тамерлана.
  • Также особую ценность составляет двухсторонняя «Божья Матерь Одигитрия» – одна из самых древних русских икон.
Одна из ценнейших икон храма – Владимирская Божья Матерь. Еще одна знаменитая икона – Богоматерь Одигитрия, которая является самой древней русской иконой. Среди других икон особо ценятся:
  • «Святой Георгий»;
  • «Троица»;
  • «Спас Ярое Око»;
  • «Успение»;
  • «Апостолы Павел и Петр»;
  • «Предста царица» и др.
Большинство из них написаны в Москве для различных соборов и храмов в течение XIV-XV веков.
Также славится иконостас Успенского собора, выполненный в 1653 году и достигающий огромных размеров, занимая самую широкую стену в храме.

Другие святыни собора:
  • Гвоздь, которым был распят Иисус Христос;
  • Мощи свтт. Петра, Филиппа, Ионы, Ермогена;
  • Посох свт. Петра.

Видео Успенского собора в Москве

Фильм об Успенском соборе Московского Кремля.

Посещение Успенского собора, любование его изяществом и красотой и знакомство с историей этого места, как по мне, станет замечательным приключением для любого ценителя истории и искусства.
Лично мне собор очень понравился, а вам?

www.lifejourney.club

Успенский собор в Москве, как попасть и расписание

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Уже давним давно не секрет что с незапамятных времен на Руси точками отсчета строительства самих городов было принято считать именно православные молельни, т. к. именно они были основой каждого из населенных пунктов. Притом было утверждено, что сооружения должны были выстраиваться именно на тех местах, где покоились святые мощи богоугодников, которые как раз-таки олицетворяли собой «сердце города». Для населенного пункта имя праведника использовалось в качестве тайного имени. Примечательно, что именно храм Успения Богоматери, стал первым объектом во время зарождения Москвы. Из этой статьи вы сможете более подробно узнать о том, как же возводился Успенский собор в Москве, расписание богослужений, и как к нему можно добраться.

Строительство Успенского собора в Москве

Первоначальный, однако увы не сохранившийся, храм был выполнен из камня на том месте где ранее находилась деревянная молельня и возведен в 1326-1327 гг. во временя Иване I Калите. Само святилище было одноглавым, трехапсидным, созданного по образу древнего Георгиевского храма сохранившегося и по сей день в Юрьев-Польском (Владимирская область).

Белокаменное святилище уже достигнув середины 15-го века имело достаточно большое количество разрушений, посему еще при Иване III было принято решение об постройке новой обители, которая бы в своих размерах значительно превышала старую.

С самого начала строительные работы по возведению святилища в Кремле были поручены таким мастерам, как Мышкин и Кривцов, но постройка молебни согласно их макету так и не пришла к завершающему этапу, то бишь то сооружение, которое они довели до сводов было обрушено во время землетрясения, произошедшего в 1474 г.

В результате этого события нынешнюю московскую богомольню возвел Аристотель Фиораванти – архитектор, который возвел святилище по примеру построенного в 12-м веке величественного Успенского храма во Владимире.

Освятили пятиапсидную, пятиглавую молельню в 1479 г. Фрески кафедрального святилища выполнялись в период с 1482-1515 гг. Один из задействованных иконописцев при возведении храма Дионисий был действительно легендарным создателем соборных росписей, однако написанные им фрески увы до наших дней сохранились лишь в частичном виде.

Сам же храм смог уцелеть, однако за свою немалую историю они не один раз получал повреждения при пожарах, но в конечном итоге его вновь и вновь реставрировали, сохраняя тем самым главную патриаршую молельню государства, а также некрополь митрополичий и патриарший.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

В годы правления советской власти представленный храм оказался закрыт на довольно длительный период для посещения православных людей, а также и других посетителей, а именно святилище не функционировало с 1918-1955 гг., а по прошествии этого времени он снова стал действенным, но уже в качестве музея. Вместе с тем богослужения были восстановлены только с 1990 г., но статус музея так и по сей день остается за этим сооружением.

Где находится Успенский собор в Москве и расписание

Святилище находится по такому адресу: ФГУК ГИКМЗ «Московский Кремль», г. Москва. Территория Московского Кремля, а также его музеи доступна для посещения ежедневно с 10:00-17:00, помимо четверга.

Что касается богослужений, то они проходят исключительно в дни больших церковных праздников и попасть туда можно по пригласительному билету.

Полезная информация для посетителей:

  • Туристам, а также паломникам, которые желают во внебогослужебные часы попасть в какой-либо собор Кремля необходимо приобрести входной билет.
  • Покупка билетов осуществляется в кассах в Оружейной палате, Александровского сада и у Кутафьей башни. Часы работы касс: ежедневно (кроме четверга) с 9:30 и до 16:30.

Как попасть в Успенский собор в Москве

Добраться самостоятельно к молельне можно воспользовавшись метрополитеном. Вот несколько наиболее близких к храму станций:

  • «Библиотека им. Ленина»;
  • «Боровицкая»;
  • «Александровский сад.

Стоит заметить, что для того чтобы попасть на территорию Кремля необходимо пройти через башню Кутафью.

Также добраться до святилища можно на общественном транспорте: от ост. метрополитена «Библиотека им. Ленина» ходят автобусы № 144, Н1, Н2, К, М6, М3, М1.

Господь всегда с Вами!

  • Православные монастыри, соборы и церкви

ikona-i-molitva.info

Успенский собор в Москве, Россия

   Чем крупнее или значительнее древнее сооружение, тем сложнее и подчас длительнее идет процесс рождения музея. Один из таких музеев — Успенский собор Московского Кремля. Его своеобразные архитектурные качества, его полутысячелетняя история, его огромные художественные богатства давно привлекали внимание учёных. В последнюю четверть века здесь проводились наиболее интенсивные изыскания. Они продолжаются и сегодня, здесь постоянно ведутся реставрационно-исследовательские работы.

   Строительство Успенского собора относится к XV веку, но среди сохранившихся архитектурных сооружений Кремля он, пожалуй, больше других связан с самой ранней историей Москвы. Дошедшее до нас здание собора — пятое по счету с тех пор, как на этом месте была построена деревянная церковь в деревянном городе XII века, расположившемся на высоком берегу реки Москвы при впадении в нее Неглинной. Последние исследования древней топографии Кремля показывают, что храм поставили на вершине прибрежного холма: видимо, он был главным московским храмом. Очевидно, уже тогда южнее, до крутого спуска к реке, простиралась городская площадь со звонницей, где происходили торжественные сборы и, что было характерно для тех времён, могло собираться вече.

   Открытия ученых все больше убеждают в том, что этому зданию древней Москвы отводилось большое место в официальной жизни города. Он, видимо, был патрональным храмом Москвы, а затем и Московского княжества, его символом. Именно с перестройки, возобновления этого памятника обычно приступали к очередному большому строительству. Так было на протяжении двух столетий, когда Москва постепенно возвышалась над другими русскими городами и превращалась в центр единения национальных сил.

   В конце XIII века в связи с созданием Московского княжества в составе Северо-Восточной Руси на месте древней деревянной церкви был построен первый в Москве белокаменный храм. В XIV столетии, когда московские князья получили титул великих князей Владимирских, в Кремле развернулось большое каменное строительство, а началось оно с сооружения, вместо прежней, которая была разобрана, новой белокаменной Успенской церкви. Наконец, во второй половине следующего, XV века, Иван III, создатель Русского централизованного государства, приступая к грандиозной реконструкции своей столицы, приказал разобрать церковь и возвести новый Успенский собор.


   Созданию Успенского собора в XV веке придавали особое значение. Об этом подробно рассказывают летописи. Своими размерами он должен был превзойти Успенский собор города Владимира, который был взят за образец при строительстве московского храма XV века. Первая попытка московских строителей оказалась неудачной: почти законченный грандиозный собор неожиданно рухнул. Для достижении намеченной цели Иван III обратился к зодчим Италии, тогда самым опытным архитекторам Европы.

   Прибыв в Москву в 1475 году, болонский мастер Аристотель Фиораванти возвел на месте рухнувшего собора дошедшее до нас уникальное здание, сыгравшее исключительную роль в дальнейшем развитии русской архитектуры.
   Все произведения искусства, которые находятся в Успенском соборе донесли до наших дней все богатство мышления художников того времени.

muzei-mira.com

Пантеоны Кремля. Святые гробницы. Успенский собор (И. Г. Сергиевская, 2013)

Усыпальница московских святителей

В самом центре священного Кремля, окруженный другими соборами, стоит первопрестольный храм Москвы – Успенский собор, построенный знаменитым Аристотелем Фиораванти на месте одноименного собора Ивана Калиты. Вот уже несколько веков он является духовным центром страны, кафедральным собором московских митрополитов и патриархов, одной из величайших святынь всей России. В соборе возводили на Всероссийский церковный престол митрополитов и патриархов, оглашали важнейшие государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь великих побед. Здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, присягали на верность государю.

До 1917 года Успенский собор, в котором находились самые почитаемые иконы со всей земли Русской, называли Домом Пресвятой Богородицы. Он был главным храмом Российского государства и являлся усыпальницей московских митрополитов и Патриархов Всея Руси.

Самое древнее из захоронений Успенского собора – гробница его основателя митрополита Петра, великого молитвенника, защитника и духовного покровителя Московии, первого жителя Москвы, причисленного к лику Русских святых. В 1325 году святитель перенес первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву, положив тем самым начало возвышению и становлению Москвы как духовного центра. Святитель благословил великого князя Ивана Калиту построить в Кремле главный храм в честь Богоматери, который, как он предрек, прославит князя, весь род его и возвысит град Москву среди всех прочих городов.

Собор был освящен после кончины святителя, в 1327 году. Согласно преданию, когда митрополит Петр отошел к Богу, тело его было погребено в новоустроенном соборе, где еще при жизни он своими руками вытесал себе гроб.

Согласно легенде, в ночь пред Куликовской битвой, в 1380 году, митрополит Петр явился русским воинам в воздухе со златым жезлом, которым поражал врагов. Таким же святитель явился через пятнадцать лет грозному Тамерлану и запретил нападать на Москву. С тех пор в русских летописях и царских грамотах св. Петра называют заступником Русской земли и великим чудотворцем. По словам летописцев, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя. У гроба митрополита Петра князья целовали крест в знак верности великому князю, нарекались и избирались московские первосвятители.

Захоронение митрополита Петра находится в Петропавловском приделе в алтарной части за иконостасом. Оно оставалось закрытым до 1382 г., когда хан Тохтамыш вскрыл гробницу святителя в поисках золота. С тех пор мощи святителя почивали открыто. В правление Ивана Грозного гробницу снова запечатали, и вскоре святитель Петр явился во сне царице Анастасии и повелел, чтобы она запретила раскрывать его гроб и наложила бы на него свою печать. Анастасия запечатала мощи святителя, и гроб стоял под спудом до 1812 года. В поисках сокровищ французские войска вскрыли раку святителя Петра, и с тех пор, до самой революции, ее больше не закрывали.

Преемник митрополита Петра святитель Феогност добился канонизации святителя и продолжил каменное строительство в Кремле. В 1342 году он совершил поездку в Орду, где отказался подчиниться приказу хана Джанибека собирать дань с церквей, за что был подвернут жестоким пыткам. Митрополит стойко претерпел все муки и пытки, но брать дань категорически отказался, ссылаясь на слова апостола Павла. «Если кто оскорбит Церковь Божию, того оскорбит Бог». И тогда пораженный хан отпустил святителя на Русь, подтвердив все права и льготы Православной церкви. Скончался святитель Феогност в 1353 году и был погребен в алтаре Успенского собора близ чудотворного гроба митрополита Петра.

В 1475–1479 гг. по указанию великого князя Ивана III на месте обветшавшего Успенского собора времен Ивана Калиты был возведен новый каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, куда были перенесены останки первых московских святителей.

Легенды и мифы

По преданию, когда нетленные мощи митрополита Петра переносили в новый собор, он приподнялся во гробе и благословил москвичей. Во время похорон у гроба святого трое неизлечимо больных получили чудесное исцеление. Вскоре его гробница стала одной из московских святынь, дающих чудесное исцеление, а Москва, как и было предсказано, обрела статус первопрестольного города и духовного центра всей земли Русской.

Согласно другому преданию, один глухонемой юноша, услышав во сне ангельский голос: «Иди завтра в соборную церковь Пречистой Богородицы, в честь славного Ее Успения», пошел туда и стал прикладываться к гробам святых митрополитов. Когда он приложился к гробу святителя Феогноста, внезапно стал говорить и слышать. Он рассказал, что видел, как святитель встал из гроба, благословил его язык, после чего к нему вернулась речь.

С тех пор Успенский собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви – митрополитов, а с конца XVI века – патриархов. Последнее захоронение состоялось в 1700 году, когда умер Адриан, последний Патриарх Московский и Всея Руси. Таким образом, в соборе погребены все патриархи московские (т. е. до учреждения Святейшего Синода), кроме опального Никона, так как он был лишен сана и похоронен в Новом Иерусалиме под Москвой. Мощи святого митрополита Алексия также лежат не здесь: сначала они находились в основанном им Чудовом монастыре, а сейчас в Богоявленском соборе в Елохове.

Успенский собор – главный храм Российского государства, усыпальница московских митрополитов и патриархов

По словам главного археолога Кремля Т. Д. Пановой, усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской Церкви. В общей сложности в этом храме были погребены девятнадцать человек: десять московских митрополитов и девять патриархов:

1. Митрополит Петр (ум. 1326)

2. Митрополит Феогност (ум. 1353)

3. Митрополит Киприан (ум. 1406)

4. Митрополит Фотий (ум. 1431)

5. Митрополит Иона (ум. 1461)

6. Митрополит Филипп I (ум. 1473)

7. Митрополит Геронтий (ум. 1489)

8. Митрополит Симон (ум. 1511)

9. Митрополит Макарий (ум. 1563)

10. Митрополит Филипп II (Колычев) (ум. 1569)

11. Патриарх Иов (ум. 1607)

12. Патриарх Гермоген (ум. 1612)

13. Патриарх Филарет (ум. 1633)

14. Патриарх Иоасаф I (ум. 1640)

15. Патриарх Иосиф (ум. 1652)

16. Патриарх Иоасаф II (ум. 1672)

17. Патриарх Питирим (ум. 1673)

18. Патриарх Иоаким (ум. 1690)

19. Патриарх Адриан (ум. 1700)

Могилы митрополитов XIV – середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия.

Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане каменными надгробиями – кенотафами (греческое слово, образованное от двух слов: «кенос» – пустой и «тафос» – могила). В начале XX столетия их заключили в медные посеребренные чехлы с золочеными крестами и эпитафиями.

Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застекленные рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора, мощи московских чудотворцев: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа (Колычева) и свмч. патриарха Гермогена – покоятся в деревянных, декорированных металлическими пластинами раках.

Если обойти гробницы слева направо, по часовой стрелке, то это будет соответствовать хронологическому порядку правления погребенных здесь святителей, за исключением наиболее почитаемых из них, которые находятся в алтаре и по углам собора.

Первой в северо-западном углу, слева от входа, расположена рака с мощами свт. Ионы. Он был первым митрополитом, избранным Собором русских епископов без участия Константинопольского патриарха. С тех пор Русская Церковь стала автокефальной. 29 мая 1472 г., во время работ по возведению в Москве нового Успенского собора, состоялось обретение нетленных мощей святителя, от которых исходило благоухание. Вскоре от них произошло два исцеления: 6-летнего сына священника и Селивана Рязанца, имевшего «внутри болячку». Мощи Ионы почивают в серебряной раке с балдахином, под роскошной сенью с иконой «Спас Нерукотворный» и картиной художника XIX века, изобразившего митрополита перед распятием.

Легенды и мифы

По словам историков, после нашествия французов все в соборе было осквернено и разграблено, только массивная серебряная рака с мощами святителя Ионы осталась нетронута. Французы несколько раз пытались ее вскрыть, но каждый раз на них нападал неописуемый страх. По преданию, сам Бонапарт, вскрыв раку митрополита Ионы, увидел грозящий ему перст святителя. Испугавшись, он приказал не трогать эту святую гробницу и поставил возле нее часового.

У северной стены собора находится гробница митрополита Макария, венчавшего на царство самого Ивана Грозного. Он известен также как составитель свода жития святых, написанного простым и общедоступным языком, который вошел в историю под названием Макарьевского.

У самого края иконостаса, возле южных дверей, находится рака с мощами святителя Филиппа (Колычева), погибшего от рук Малюты Скуратова.

Кремлевские тайны

По преданию, именно здесь, в Успенском соборе, в 1568 году св. митрополит Филипп публично отказал в благословении Ивану Грозному и стал обличать его в многочисленных казнях и пытках, беззакониях и бесчинствах.

«…О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям – а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его?», так описывает речь митрополита Филиппа Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского».

Я. П. Турлыгин. Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного


Грозный пришел в ярость, и над непокорным иерархом был устроен соборный суд, главная цель которого была низложить митрополита. Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. Выслушав нелепые обвинения Собора, митрополит сказал: «Государь! Ты думаешь, что я тебя боюсь или боюсь смерти? Нет, лучше быть неповинным мучеником, чем молча переживать ужасы беззакония».

Вскоре после лжесуда, когда митрополит Филипп совершал Божественную литургию в Успенском соборе, в него ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита архиерейское облачение, одели в грубое монашеское платье и, ругаясь и избивая, вытолкали святителя из храма. Его посадили на простые дровни и увезли в темницу, где держали в оковах, надев на шею тяжелую цепь, а на ноги – колодки. По преданию, по указу Ивана Грозного к нему запустили голодного медведя, но зверь не тронул святителя. Опального митрополита долго томили в подвалах московских монастырей, наконец, под строжайшей охраной заточили в Тверской Отроч монастырь, где он был задушен Малютой Скуратовым.

Через пять месяцев после смерти Ивана Грозного были обретены мощи святителя Филиппа и благоговейно перенесены в Соловецкий монастырь, где находились почти семьдесят лет. В 1652 году при участии будущего патриарха Никона святые мощи мученика были торжественно перенесены в Москву, где их покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе с духовенством и москвичами.

Мощи святого мученика были с почетом перенесены на Лобное место, где были выставлены на всенародное поклонение, затем они были перенесены на Соборную площадь, где произошло чудесное исцеление, а затем в Успенский собор, где они стояли еще 10 дней для поклонения, и опять было множество исцелений. После этого святые мощи были торжественно положены в раке именно на том месте, где в 1568 году его схватили опричники. В 1812 году наполеоновские мародеры вскрыли раку святителя Филиппа. Так исполнилось предсказание митрополита Платона, что мощи святого Филиппа явятся, когда враги возьмут Москву.

Легенды и мифы

По преданию, судьба жестоко наказала всех притеснителей митрополита Филиппа. Страшное будущее ждало самого царя Ивана Васильевича, страшна была смерть его старшего сына Ивана, убитого им в припадке дикой ярости, еще более чудовищной была смерть его младшего сына – царевича Дмитрия. Вскоре после убийства митрополита погибает в Ливонской войне и сам Малюта Скуратов, главный опричник царя, оставшийся в народной памяти воплощением лютого злодея, по-собачьи преданного своему государю. После смерти Малюты мучительно расплачиваться за содеянное им зло пришлось его дочери Марии, ставшей женой Бориса Годунова, внуку Федору, который был царем всего два месяца (их зверски убили по приказу Лжедмитрия I), и внучке Ксении Годуновой, ставшей наложницей самозванца, а затем насильно отправленной в далекий северный монастырь.

В 1589 году в Успенском соборе Московского Кремля был избран первый Патриарх Московский и Всея России – митрополит Иов. По свидетельству летописцев, царь Федор Иоаннович произнес торжественную речь и вручил Иову посох митрополита Петра.

В период Смутного времени Иов твердо отстаивал права законных правителей и интересы русского народа. Когда в начале XVII века на Руси объявился самозванец – «чудом спасшийся царевич Дмитрий», претендовавший на царский трон, патриарх Иов разослал по всей стране патриаршие обличительные грамоты, в которых назвал истинное лицо самозванца – Гришка Отрепьев.

Кремлевские тайны

Прошло четыре столетия, а историки до сих пор спорят, кем был самозванец Лжедмитрий I. В человеке, несколько месяцев занимавшем русский престол, видели и беглого монаха Чудова монастыря – Гришку Отрепьева, и поляка, и литовца, и внебрачного сына польского короля Стефана Батория, и неизвестного русского авантюриста, и истинного царевича Дмитрия, чудом спасшегося от наемных убийц. Наконец, было высказано мнение о существовании двух Григориев Отрепьевых, из которых один так и остался дьяконом, а другой стал царствовать на Москве.

Сохранилось чудом дошедшее до нас послание самозванца патриарху Иову. Лжедмитрий потешался над проклятием, которому предал его Иов, а также перечислял «заслуги» патриарха: «златолюбие и «властолюбие, лишь прикрытые постом и молитвой». В конце послания самозванец прямо угрожал расправиться с патриархом и всеми, кто его поддерживает. По словам историков, стиль послания, полного церковных славянизмов, указывает на церковную образованность автора и, более того, на его личное знакомство с первосвятителем. А ведь чернец Григорий Отрепьев, по летописным данным, был в прошлом приближен к Иову. Однако были и другие мнения.

«Если бы Дмитрий был беглый монах Отрепьев, – писал историк Н. И. Костомаров, – убежавший из Москвы в 1602 году, то никак не мог бы в течение каких-нибудь двух лет усвоить приемы тогдашнего польского шляхтича. Мы знаем, что царствовавший тогда под именем Дмитрия превосходно ездил верхом, изящно танцевал, метко стрелял, ловко владел саблей и в совершенстве знал польский язык; даже в русской речи его был слышен не московский выговор. Наконец, в день своего прибытия в Москву, прикладываясь к образам, он возбудил внимание своим неумением сделать это с такими приемами, какие были в обычае у природных москвичей».

Н. В. Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма


Любопытно, но своими взглядами самозванец напоминал будущего Петра Великого. Он преобразовал Боярскую думу, сам разбирал дела, лично принимал челобитные, запретил взятки и подношения. Мало того, он задумал открыть университет и разрешил всем свободно заниматься промыслами и торговлей. По словам иноземцев того времени, это был первый государь в Европе, который сделал свою державу до такой степени свободной.

Однако богомольную Москву пугало другое – страсть нового царя к веселым потехам и забавам. Народ тешили скоморохи, плясуны, дрессированные медведи, а за обедом у царя играла «богомерзская» музыка. По Москве поползли слухи, что самозванец-богохульник заключил союз с самим Сатаной и хочет отдаться под власть Папы Римского. В народной памяти образ «Гришки-Расстрижки» сохранился в балладах и легендах, где он неизменно предстает в роли колдуна, чернокнижника, с помощью нечистой силы захватившего власть над Москвой.

Несмотря на угрозы Лжедмитрия, патриарх Иов отказался признать самозванца сыном Ивана Грозного и присягать мнимому царю, призывая народ сохранять верность законному государю. За это он был с позором и унижением низложен. Произошло это в кремлевском Успенском соборе в 1605 году. Во время Божественной литургии слуги Лжедмитрия ворвались в алтарь, святая святых собора. С патриарха сорвали святительские одежды, таскали по храму, всячески оскорбляли и унижали его.

В ответ Иов, сняв с себя панагию, положил ее перед священным образом Владимирской Богоматери и сказал: «Матерь Божия, спаси православие!» За нарушение присяги дому Годуновых, за убийство молодого царя Федора Борисовича первый Патриарх Московский и Всея Руси – патриарх Иов – наложил на бояр и весь русский народ патриаршую анафему. Сторонники самозванца одели на опального патриарха черную монашескую рясу и отправили на простой телеге в Старицкий Успенский монастырь.

У западной стены Успенского собора, справа от входа, стоит бронзовый шатер с ажурной решеткой. Эта сень была отлита в 1624 году Дмитрием Сверчковым в подражание пещеры Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри нее был устроен символический Гроб Господень из священного дерева – кипариса. В следующем году в шатер поместили ковчег с частицей Ризы Господней, а в конце XVII века часть Ризы Пресвятой Богоматери, подаренную князем Василием Голицыным. Судьба Гроба Господня в настоящее время неизвестна, а под сенью находится золоченая рака (прежде она стояла рядом с шатром) с мощами св. патриарха Гермогена.

Патриарх Гермоген гневно обличал самозванца, требовал крещения польской «девки» – Марины Мнишек, категорически отказался признать русским царем королевича Владислава и благословил оба народных ополчения, которые шли освобождать Москву от поляков. Гермоген рассылал по городам и весям грамоты, в которых призывал к всенародному восстанию против иноземных захватчиков, за что был заточен поляками в темницу Чудова монастыря, где, по преданию, скончался от голода. Позже его святые мощи были перенесены в Успенский собор, где соорудили величественную гробницу, а в подклети соборного храма, где умер святитель, освятили храм.

Патриарх Гермоген видел причину бед России в предательстве ее законных правителей со стороны бояр и всего народа. Именно он освободил народ от Патриаршей анафемы, от всех клятв и обетов, которые он дал Лжедмитрию I. Торжественный обряд прощения состоялся в 1607 году в кремлевском Успенском соборе. Из Старицкого монастыря был привезен опальный, почти полностью ослепший, патриарх Иов, которому была передана покаянная челобитная от всех русских людей, в которой они умоляли простить их за все вольные и невольные грехи. Затем архидиакон зачитал всенародную челобитную и разрешительную патриаршую грамоту патриарха Иова, который прощал народ и сам просил у народа прощение, в том числе и за то, что в 1591 году не открыл правды об убийстве царевича Дмитрия. Через четыре месяца после принятия всенародного покаяния 77-летний патриарх Иов отошел в мир иной. Его рака находится у южной стены собора, недалеко от захоронения патриарха Гермогена.

Прославление патриарха Гермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года во время празднования трехсотлетия дома Романовых. Торжественное прославление происходило в Успенском соборе. Над гробом святителя была установлена рака из литого серебра, подаренная Николаем II, почитавшим патриарха Гермогена как одного из небесных покровителей царской семьи.

Крайняя из гробниц патриархов у южной стены собора – захоронение патриарха Филарета, в миру Федора Никитича Романова, отца первого царя из династии Романовых. Он приходился также двоюродным братом царю Федору Иоанновичу, последнему из рода Рюриковичей.

Юный боярин Федор Романов, один из первых щеголей в Москве, не помышлял о монашестве и духовной стезе. Он считался знатным вельможей, занимал ряд государственных и военных постов. Его ждала блестящая карьера, однако в 1600 году он вместе с ближайшими родственниками был подвергнут опале. Любопытно, что обвинили их в заговоре и колдовстве. Однако это была надуманная причина, на самом деле Борис Годунов рассматривал его и других Романовых как своих соперников в притязаниях на московский престол. Федора Никитича и его жену Ксению Ивановну насильно постригли в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол.

В 1605 году Лжедмитрий I освободил бывшего боярина из монастыря, и Филарет стал митрополитом Ростовским, а через три года – «нареченным патриархом» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II. В 1611 году, отказавшись подписать подготовленный поляками договор, он был арестован и целых восемь лет провел в польском плену. В 1619 году он был освобожден и торжественно встречен в Москве своим сыном – царем Михаилом Романовым. Будучи родителем великого государя, он до конца жизни был его соправителем, так же, как и его сын, использовал титул «Великий государь».

Шатёр, в котором помещена рака с мощами святого Гермогена

У западной стены собора похоронен последний патриарх Московский и Всея Руси Адриан. В связи с возведением на патриарший престол Адриан обратился к российской пастве с увещаниями, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также чужестранные обычаи, в том числе брадобритие, европейскую одежду и курение табака. Кроме того, Адриан отказался в угоду государю Петру I насильно постричь в монахини его супругу царицу Евдокию Лопухину.

Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698–1699 гг. патриарх Адриан выступил с «печалованием о казнимых». Известна его проповедь, сказанная перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в которой патриарх просил проявить милосердие к участникам бунта, однако его призыв не был услышан и казни продолжались.

После смерти патриарха Адриана царь Петр I не разрешил избирать нового патриарха и ликвидировал институт патриаршества в России, подчинив Русскую православную церковь государству. В 1721 году был учрежден Святейший Синод – государственное учреждение для управления церковными делами. Через год Петр издает Указ, обязывающий священнослужителей доносить властям о каждом случае выявления на исповеди неугодных царю настроений, т. е. нарушил святое правило тайны исповеди. Да и сам царь-реформатор не отличался религиозностью, способствовал распространению табака и повсеместного пьянства, безмерно превозносил западные новшества.

Легенды и мифы

Согласно преданиям, за отход от веры отцов и дедов, за осмеяние святых отечественных традиций, Петр I был проклят и прозван антихристом. Поговаривали, что после отмены на Руси патриаршества беды и несчастья посыпались на него как из ведра. У него начались сильнейшие головные боли, все тело стали сводить судороги, с годами добавилось душевное расстройство и переживания по поводу отсутствия надежного наследника.

И действительно: из трех детей Петра от Евдокии Лопухиной в раннем детстве умерли двое. Из двенадцати детей от Екатерины I – десять. До брачного возраста дожила лишь Елизавета, со временем она станет российской императрицей, и Анна, но она скончалась двадцатилетней. Сын от первой жены, царевич Алексей, мог быть достойным приемником, но в 1718 году он, по настоянию отца, в Успенском соборе перед иконой Владимирской Божьей Матери отрекся от престола и, обвиненный во всех грехах, умер в тюрьме. Добавьте сюда смерть горячо любимого младшего сына. В результате всех несчастий царь обезумел от горя, все чаще стал впадать в «черную меланхолию», и в возрасте 54 лет непобедимый некогда император, умер как обычный смертный.

Успенский собор, как и вся Москва, сильно пострадал во время войны 1812 года. Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября, в самый день вступления французов в Москву, и продолжавшийся целую неделю, истребил почти три четверти московских зданий. Кремль чудом уцелел от пожара, однако лишился многих ценностей и святынь. К счастью, часть святынь была вывезена из Москвы еще до нашествия Наполеона. Вместе с патриаршей ризницей были вывезены основные святыни Успенского собора: иконы Владимирской Божией Матери, Риза Господня, Корсунские кресты и ряд других предметов.

Однако в Успенском соборе оставалось еще много ценностей. Некоторые из икон были украшены золотыми ризами с драгоценными камнями и жемчугом. Раки святителей московских Петра, Ионы и Филиппа были покрыты серебряными досками. Все это было похищено.

После ухода французов из Москвы оказалось, что в Успенском соборе практически все драгоценные оклады с икон расхищены, покой св. мощей нарушен, мощи святителя Филиппа лежали вне раки, на помосте; рака святителя Петра вскрыта. Бесценные для каждого русского человека святыни и реликвии были поруганы или уничтожены.

Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли золотые и серебряные ризы с икон и пережигали священные парчовые облачения. Сбросив драгоценное паникадило, они повесили на крюк огромные весы, на которых взвешивали выплавленное золото и серебро из награбленных церковных сокровищ, риз, окладов, чаш и проч. После ухода французов на одном из столпов собора была найдена надпись, повествующая, что в Успенском соборе ими было переплавлено 325 пудов серебра и 18 пудов золота.

В главном соборе Руси, на том самом месте, где к небесному престолу неслась усердная молитва, неприятелем была устроена гвардейская конюшня. Художник В. В. Верещагин изобразил этот трагический момент.

Вошедшие в Кремль русские войска нашли в соборе кучи навоза и гниющих овощей, заколоченные досками царские врата, расцарапанные и лишенные глаз лики священных образов, в иконы были вбиты гвозди, для того чтобы крепить на них снасти и сбруи. Иконы в большинстве случаев оказались осквернены и исцарапаны, так что впоследствии пришлось реставрировать около 400 икон. Вся стенопись собора была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, и летевшей от переплавки гарью. И, главное, святые мощи патриарха Гермогена оказались выброшенными из его гробницы.

В записках очевидца князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. «Все было ограблено и разрушено: рака святого митрополита Петра не существовала, и мы, собрав обнаженные от одежды и самого тела остатки его, положили на голый престол придела; гробница над бывшими еще под спудом мощами митрополита Филиппа была совершенно ободрана, крышка сорвана; от самого купола до пола, кроме принадлежавшего к раке св. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены».

В. В. Верещагин. В Успенском соборе

В результате все, что можно было ограбить, было ограблено. Разрушено и осквернено. Согласно легенде, покидая Кремль, император Наполеон повелел взорвать Успенский собор, но подожженные фитили погасил чудесно хлынувший дождь.

Интересные факты

В начале войны с Наполеоном император Александр I, приложившись к мощам святителей в Успенском соборе, дал священный обет отразить нашествие непобедимого корсиканца. А через два года, 23 апреля 1814 года, здесь же, в главном соборе Российской державы, была воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона. К этому времени собор был отремонтирован и принял в себя сохраненные от врагов святыни.

Вскоре после долгожданной победы из трофейного серебра, отбитого у французов русскими казаками, было выковано гигантское паникадило «Урожай», которое сейчас висит в центре собора. Его название преисполнено сакрального смысла: сноп пшеничных колосьев увивают гирлянды винограда – символы святого причастия. Кроме того, пятьдесят два фунта серебра, отбитого М. И. Кутузовым и И. Ф. Кампиони, пошли на возобновление раки митрополита Филиппа.

В жажде обогащения большевики мало чем отличались от французских мародеров, осквернивших захоронения святых угодников и национальные святыни. Успенский собор, как и другие кремлевские здания, был поврежден при артобстреле. В главный купол Успенского собора попал снаряд, пробив его. Барабан купола покрылся трещинами. Вся алтарная стена собора снаружи была испещрена выбоинами от пуль и осколков снарядов. Кроме того, с раки патриарха Гермогена исчезли драгоценные украшения, затем была конфискована и сама серебряная рака, бесследно исчез Гроб Господень. Однако вскоре после революционных событий началась и новая эпоха в жизни знаменитого собора.

Именно здесь, в Успенском соборе, осенью 1917 года открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший решение о восстановлении патриаршества. Однако большевики не позволили провести выборы патриарха в кремлевском Успенском соборе. Впервые в истории выборы первосвятителя состоялись вне его стен, в храме Христа Спасителя.

По традиции, пред Владимирской иконой, которую большевики разрешили на один день принести из Успенского собора, состоялась процедура «Божьего выбора» – был вытащен жребий, и патриархом суждено было стать московскому святителю Тихону (в миру Василию Ивановичу Белавину), впоследствии причисленному Церковью к лику святых. 21 ноября 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его священная интронизация.

После переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены, но по особому разрешению Ленина на Пасху, 22 апреля (5 мая), служба в Успенском соборе все-таки прошла. Это была последняя перед закрытием храма служба. Момент окончания этой пасхальной литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Русь уходящая».

В 1989 году патриарх Пимен отслужил в Успенском соборе молебен новопрославленным святителям Тихону и Иову, это стало знаковым событием в жизни кремлевских соборов, богослужения в которых не совершались более 70 лет. Ныне богослужения в соборе совершаются эпизодически, в дни престольных и великих праздников, а также в дни прославления святителей московских.

kartaslov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *